Поделиться

Один в поле не воин: консорциумы ГУАП для развития и трансформации университета

Подготовка высококвалифицированных инженеров и исследователей, развитие актуальных компетенций и увеличение конкурентоспособности выпускников на рынке труда - такие стратегические задачи ставит перед собой Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. Именно эти задачи легли в основу программы развития вуза до 2030 года.
Ольга Михайловская/Медиа-центр ГУАП

ГУАП - один из 129 вузов России, вошедших в программу "Приоритет 2030" по итогам отбора комиссией Министерства науки и высшего образования РФ. Государственная программа "Приоритет 2030" позволяет повысить научно-образовательный потенциал университетов, сделать их центром научно-технологического развития страны. Благодаря участию в программе университет развивается и трансформируется: открываются новые лаборатории, меняются образовательные программы, осуществляются программы профессиональной переподготовкии повышения квалификации. Программа развития университета основана на четырех ядерных направлениях: аэрокосмос, приборостроение, информационные технологии и искусственный интеллект, а также глобальные проблемы современности, в числе которых техносферная безопасность, бизнес-процессы, бизнес-модели и другие тематики. Так появились стратегические проекты университета, каждый из которых решает свои задачи.

Передовые производственные технологии сегодня немыслимы без опережающей подготовки инженерных кадров под развивающиеся отрасли. Другими словами, такие направления как промышленная и мобильная робототехника, новая энергетика, искусственный интеллект, невозможно развивать без участия высококвалифицированных инженеров. Именно поэтому в ГУАП реализовывают стратегический проект "Инженерная школа 2.0", одна из задач которого - внедрение новых форматов инженерного образования для обучения работе в современной производственной сфере.

Одному университету с этой задачей справиться сложно, поэтому в рамках стратегического проекта создан консорциум "Инженерное образование". Он объединяет университет с крупнейшими образовательными, научными, инжиниринговыми и производственными компаниями. Модели партнерства в консорциуме различные: это и создание образовательных фабрик, научных лабораторий, и совместная научно-исследовательская работа, и практика студентов.

- За 2022 год совместно с партнерами мы разработали две образовательные программы высшего образования - бакалавриат и магистратура "Цифровая энергетика". Также организовали прохождение практики на базе предприятий-партнеров, разработали программы повышения квалификации в отраслях, связанных с робототехникой, искусственным интеллектом, интернетом вещей, машинным обучением и большими данными, БПЛА, - рассказывает директор Инженерной школы ГУАП Сергей Солёный.

25 апреля в вузе совместно с компанией "УНИКУММОТОРС" состоялось открытие образовательной фабрики по электрическим зарядным станциям. Благодаря партнерству бизнеса и университета появилась площадка, где студенты будут выполнять работы по проектированию, сборке, монтажу, эксплуатацииэлектрических зарядных станций. Таким образом будет осуществляться практическая подготовка студентов для последующей работы на производстве.

Еще один консорциум возник на основе стратегического проекта ГУАП "Университет Future Skills". Его цель - эффективное обновление образовательных программ бакалавриата и объединение усилий вузов для внедрения компетенций будущего.

Фото: Ольга Михайловская/Медиа-центр ГУАП

Консорциум "Университеты Future Skills" постоянно расширяется, в 2022 году он получил международный статус. Ведется активная работа с членами консорциума, 21 апреля на стратегической сессии состоялось первое очное заседание.

В рамках реализации стратегического проекта в 2022 году в университете внедрены 20 компетенций в 38 направлений подготовки бакалавриата, 284 студента ГУАП сдали демонстрационный экзамен по 11 компетенциям Future Skills и получили Skills Passport, индивидуальный Паспорт компетенции, - электронный документ, отражающий уровень владения практическими навыками.

Фото: Ольга Михайловская/Медиа-центр ГУАП

- По итогам реализации стратегического проекта в 2022 году можно с полной уверенностью утверждать, что университет формирует национальную и региональную повестки профессий будущего. На конец 2022 года в нашем вузе имеется продуктовое решение - комплекты методических материалов по 43 компетенциям для дальнейшего тиражирования образовательной практики и совместного проектирования кадрового потенциала экономики будущего, - рассказывает директор Центра развития профессиональных компетенций ГУАП Ксения Баймакова.

Фото: Ольга Михайловская/Медиа-центр ГУАП