Министры на выбор

Министры на выбор

Павел Крашенинников: Как парламент будет утверждать руководителей министерств
27.04.202300:00
Владислав Куликов
Председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил "РГ", что только после принятия нового КоАП можно начать работу над новым Уголовным кодексом. Законопроекты, касающиеся новых субъектов РФ, решено рассматривать в парламенте в приоритетном порядке. А в правительстве в перспективе будут работать только назначенные Госдумой министры. Новости прозвучали в эксклюзивном интервью накануне Дня российского парламентаризма - ему исполняется 117 лет.
Павел Крашенинников: Кандидат в министры должен отстоять свои профессиональные качества, свою программу. Фото: Александр Корольков

Павел Владимирович, есть мнение, что парламентаризм у нас не сложился. Мол, депутаты штампуют законы, какие приказано. А в остальное время занимаются говорильней. Возможно, вы не согласитесь…

Павел Крашенинников: Не соглашусь.

Но…

Павел Крашенинников: Кстати, парламент в прямом значении слова и есть говорильня. В переводе с французского parle означает "говорить".

Значит, признаетесь?

Павел Крашенинников: В чем? В том, что у нас идут разговоры по конкретным проектам, порой переходящие в жаркие дискуссии, да, признаюсь. Так что традиции парламентаризма у нас складываются здесь и сейчас, что называется, в режиме реального времени.

Что же мешало им сложиться раньше?

Павел Крашенинников: Это долгий исторический процесс. Когда в XIX веке были попытки ввести парламент в России, скептики говорили: "Зачем нам это, будет говорильня, а потом и конституцию захотят". Но когда говорят люди, избранные народом и представляющие интересы своих избирателей, - это совсем другое. Их голос становится весомым. Через парламентаризм осуществляется народовластие, сочетаются интересы разных социальных групп.

Конечно, у нас были разные формы парламентаризма: в Новгороде, Московском царстве, Киевской Руси. Но реально парламентаризм у нас появился в 1905 году…

Законодательное регулирование на новых территориях в приоритете. Такие законопроекты будут проходить в Госдуме в первую очередь

Или, точнее сказать, появился после долгого перерыва?

Павел Крашенинников: Это как посмотреть. Как бы то ни было, мы сегодня ведем отсчет от времен Российской империи, в которой Государственная Дума появилась в начале XX века. 6 августа 1905 года император Николай II издал Манифест о создании и порядке формирования одной из палат парламента - Государственной Думы. Второй палатой являлся Государственный совет Российской империи. Изначально Дума должна была выполнять исключительно законосовещательную функцию. Однако впоследствии, 17 октября 1905 года, император подписал новый Манифест, который утвердил, что "никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы". Таким образом, Государственная Дума стала законодательным органом. Прошли выборы, и первое заседание Государственной Думы состоялось 27 апреля 1906 года - дата по новому стилю. Этот день мы и отмечаем как дату начала парламентаризма в России.

Если вспоминать историю, то нельзя умолчать о том, что там очень быстро все закончилось с парламентаризмом. И со многим другим...

Павел Крашенинников: Всего до революции 1917 года проработало четыре Государственных Думы. Затем, по известным причинам, наступил перерыв. Хотя нельзя говорить и о полном отсутствии парламентаризма в СССР. В советское время были советы народных депутатов, был Верховный Совет СССР.

Но все-таки…

Павел Крашенинников: Советский парламентаризм имел свою специфику: в избирательных округах был только один кандидат, не было многопартийности. Законодательная власть не была независимой ветвью, но и совсем безвластными депутатов назвать нельзя.

После окончания советского периода мы вновь вернулись к идеям парламентаризма. Государство - это традиции и процедуры. Мы не начали в 90-е годы нашу историю с нуля, мы начали выстраивать новую государственность на том фундаменте, что наработан нашим государством и обществом. Советский период хоть и занимает значимое место в истории нашей страны, все-таки с исторической точки зрения недостаточно длинный, чтобы можно было говорить о полном отмирании каких-то прежних традиций. Нет, в некоторых аспектах мы вернули прежние формы и сейчас развиваем их с учетом условий нового времени.

Насколько успешно удается развивать? Возвращаясь к первому вопросу: не превращается ли парламент в ширму, только изображающую парламентаризм?

Павел Крашенинников: Не превращается. Наш парламентаризм позволил существенно изменить законодательство, выстроить правовую систему государства на новых принципах. Была проведена серьезная кодификация. Сегодня парламентаризм позволяет на основе Конституции России принимать нормативные правовые акты, по которым живем. Плюс у парламентаризма есть представительская функция: депутаты представляют граждан, а значит, занимаются и проблемами избирателей.

Не планируется ли добавить полномочий депутатам Государственной Думы?

Павел Крашенинников: У нас достаточно серьезные полномочия. В 2020 году поправки в Конституцию России значительно укрепили роль парламента. В частности, расширились кадровые полномочия: федеральные министры теперь назначаются Госдумой, руководство судов и правоохранительных органов - Советом Федерации. Подобные нормы существовали и в Советском Союзе, когда был Верховный Совет. Тогда все министры назначались именно на пленарном заседании. Так что наш парламентаризм продолжает и дореволюционные традиции и заимствует какие-то практики советского времени, которые хорошо себя зарекомендовали и могут сослужить хорошую службу сегодня.

Как будет проходить назначение министров парламентом?

Павел Крашенинников: Сейчас несколько членов Кабинета уже назначены по новым правилам. О самой процедуре: кандидат в министры должен убедить депутатов проголосовать за себя, отстоять свои профессиональные качества, свою программу. Все это происходит не только на глазах депутатов, но на глазах общества. Это будут показывать, все будут видеть, кто это, что это, как он ответил на вопрос. Если он профнепригоден, значит, его отклонят. Если он профпригоден, значит, пойдет дальше, будет работать федеральным министром.

Это важная форма. История назначения Федеральным Cобранием членов правительства только начинается. Практика будет нарабатываться. Пока еще часть министров была назначена по старым процедурам. Но в перспективе это изменится. Данные полномочия парламента окажут серьезное влияние на государственное строительство.

Кстати, о государственном строительстве: как оно проходит на новых территориях?

Павел Крашенинников: Сейчас парламентом ведется активная работа по подготовке и рассмотрению законопроектов, касающихся различных сфер законодательного регулирования на территориях ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей. Наша задача - оперативно унифицировать правоприменение. Многое уже сделано: урегулированы процедуры включения в российский гражданский оборот юридических лиц и ИП, действующих на освобожденных территориях, урегулированы особенности наследственных отношений и т.п. В первом чтении принят закон о применении УК и УПК, детально прописаны особенности их применения на новых территориях в переходный период интеграции.

Недавно в первом чтении одобрены законопроекты о создании в новых регионах свободной экономической зоны. Предусматривается установление до 31 декабря 2050 года особого льготного режима, направленного на обеспечение устойчивого социально-экономического развития новых регионов. В пределах границ СЭЗ будет также применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Полномочия по управлению свободной экономической зоной будет осуществлять Минстрой России.

А как будет работать судебная система?

Павел Крашенинников: В марте этого года Государственной Думой приняты восемь законов, касающихся создания судов на освобожденных территориях и отбора кандидатов в первоначальные составы этих судов. Решение о дне начала деятельности указанных судов примет Пленум Верховного суда и официально извещает об этом. При этом суды, действовавшие на день принятия в Россию соответствующих регионов, продолжают осуществлять правосудие от имени Российской Федерации до определенного в соответствии с решением Пленума Верховного суда дня начала деятельности на соответствующих территориях вновь созданных судов.

В целом принят большой блок законов.

Работа близка к завершению?

Павел Крашенинников: Базовые законодательные акты, необходимые для включения освобожденных регионов в правовое поле России, мы приняли, но доводка законодательства будет еще происходить. Законодательное регулирование на новых территориях в приоритете. Мы договорились по освобожденным территориям, что связанные с ними законопроекты будут проходить в первую очередь.

Для интеграции достаточно принять новые законы, и все?

Павел Крашенинников: В ДНР и ЛНР, по сути, эта работа давно шла, еще до вхождения в состав России: они делали достаточно близкое законодательство с российским. В Запорожье и Херсоне ситуация с точки зрения законодательной работы немного сложнее, там правила были другие. Все это нужно учитывать.

В целом не значит, что приняли новые законы и все по мановению волшебной палочки заработало. Нужны люди, профессионалы, которые будут применять законы. Все будет выстраиваться в течение определенного времени. Это сложные процессы и с правовой точки зрения, и с точки зрения ментальности. Но в конечном счете процесс интеграции пройдет успешно, в этом нет сомнений.

Когда-то давно вы говорили, что нужно принять новый Уголовный кодекс. Даже называли его "лоскутным одеялом". Теперь вы отказываетесь от своих слов? Идея забыта?

Павел Крашенинников: Про лоскутное одеяло мы говорили уже лет пятнадцать назад, да и сегодня никто с этим не спорит. Но сейчас минюст готовит новый КоАП и Административный процессуальный кодекс. Это очень важная, нужная работа. На первом месте по противоречивости и разношерстности у нас не УК, а все-таки КоАП. К тому же, как считаю, КоАП и УК связанные вещи: есть преюдиция.

Также есть нарушения, которые наказываются либо по КоАП, либо по УК в зависимости от ущерба. Например, кража. Украдешь мало, накажут по КоАП. Украдешь больше определенной планки, сядешь на скамью подсудимых.

Павел Крашенинников: Соответственно, сначала надо провести работу по систематизации законодательства об административных правонарушениях. А потом надо будет заняться разработкой нового УК. Очевидно, с ним надо работать. Конечно, лучше вместе, но не понимаю, кто с этим может справиться.

На каком этапе сейчас находится работа над новым КоАП?

Павел Крашенинников: Она активно ведется министерством юстиции. Дальше документ должен быть направлен в правительство и после одобрения правительства уже внесен в Госдуму. Работа ведется, я бы спешку не устраивал, это очень важно.