Поделиться

    Российская пушка 2А45М может запускать ракеты и ехать сама

    Отечественные конструкторы в разное время работали над самодвижущимися артиллерийскими орудиями. Первые проекты появились еще во второй половине 40-х годов. Можно вспомнить 85-мм СД-44, являющуюся подвижным вариантом дивизионной противотанковой пушки, запущенной в серийное производство через год после победы в Великой Отечественной войне.
    Mike1979 Russia / wikimedia.org

    Для того чтобы появилась возможность совершать необходимые маневры на поле боя без привлечения автомобильного тягача, "сорок четвертую ", весящую 2480 кг, оборудовали двигателем от мотоцикла М-72 мощностью 14 л.с., который был прикрыт противопульной броней. Имелись средства самовытаскивания.

    Максимальная скорость по хорошим дорогам - до 25 км/ч, на пересеченной местности - 10-15 км/ч. Топлива хватало, чтобы проехать 220 км. Была предусмотрена возможность перевозки десяти снарядов.

    Максимальная дальность ведения огня бронебойными снарядами доходила до 4000 метров, а осколочными - 15820 метров. Скорострельность - до 15 выстрелов в минуту. Расчет - пять военнослужащих.

    СД-44 находились на вооружении не только мотострелковых, но и воздушно-десантных войск. Поэтому они были приспособлены для транспортировки самолетами военно-транспортной авиации, а также такими вертолетами как Ми-6.

    В начале 50-х годов также организовали производство 57-мм СД-57 с боевой массой в 1900 кг.

    Интересно, что на этой "самоходке" был применен более мощный, 18-сильный двигатель М-42, позволявший разгоняться уже до 36 км/ч, а перевозимый боекомплект увеличен до двадцати выстрелов. Расчет, состоящий из пяти бойцов, за одну минуту мог выпустить до десяти снарядов. Орудие приняли на вооружение в 1957 году.

    В 60-е годы предприняли попытку создания самодвижущегося варианта 100-мм гладкоствольной противотанковой пушки Т-12, которую установили на четырехколесное шасси, оборудованное для лучшей проходимости арочными шинами. Водитель получил расположенную с левой стороны небольшую закрытую кабину.

    Тогда изготовили лишь один опытный образец, который сейчас хранится в Санкт-Петербургском Военно-Историческом Музее Артиллерии, Инженерных Войск и Войск Связи.

    В 70-е идея придания возможности самостоятельного передвижения стала популярна и у западных производителей артиллерии. Так, в США пытались модернизировать известную 105-мм гаубицу M101A1, однако дальше экспериментов дело не продвинулось.

    В Швеции в 1977 году на вооружение была принята 155-мм FH77. Годом позже началось серийное производство разработанной английскими, германскими и итальянскими специалистами FH70, имеющей такой же калибр. В 1981 году TRF1 стали производить во Франции. Сейчас такие гаубицы переброшены на Украину, и часть из них уже уничтожена воинами-освободителями. Можно также вспомнить южноафриканскую G5 и испанскую SIAC.

    В Советском Союзе в 1989 году в войска стала поступать 125-мм самодвижущаяся пушка 2А45М "Спрут-Б". К сожалению, из-за политических катаклизмов широкого распространения в противотанковых дивизионах Советской армии она не получила. Сообщалось, что всего изготовлено 24 единицы.

    На ней стоял двигатель мощностью 30 л.с. Скорость передвижения на местности составляла 14 км/ч. Запас хода по топливу - 50 км. Собственная масса - 6500 кг.

    Пушка могла поражать все зарубежные основные боевые танки, в том числе управляемыми противотанковыми ракетами 9М119 с дальностью стрельбы 5000 метров.

    Скорострельность - до 8 выстрелов в минуту. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами - 12200 метров.

    Также на выставках в Нижнем Тагиле демонстрировалась 155-мм экспортная гаубица Д-393, обладающая возможностью самодвижения и имеющая максимальную дальность стрельбы до 30000 метров.

    Поделиться