Валерий Георгиевич, вы в прошлом возглавляли Главное управление воздушным движением МГА СССР и Росаэронавигацию в новой России. Образно говоря, держали в своих руках ключи от неба. Скажите, как оказалось возможно, что два украинских беспилотника долетели до Кремля?
Валерий Шелковников: Это теракт. И все, что с ним связано, дело силовиков, специальных служб. Конечно, аналогии напрашиваются. Многие помнят посадку Руста на Красную площадь в 1987 году. Тогда правительство СССР расследовало очень тщательно этот серьезный инцидент, поставивший под угрозу авторитет системы ПВО великой страны. Были разработаны многочисленные мероприятия по исключению подобных случаев. И, конечно, "полетело" много высокопоставленных "голов".
В начале 90-х, в развитие ЕС УВД, в соответствии с Указом Президента, была организована мудрая Федеральная система разведки и контроля воздушного пространства (ФСР и КВП).
Но мы должны учиться не только на собственных ошибках, а и на ошибках других стран. В 2019 году мир стал свидетелем ударов беспилотников по Саудовской Аравии, что привело к сокращению на 5 процентов мировой суточной добычи нефти и поставило под сомнение эффективность системы ПВО и ПКО США "Пэтриот". В 2020 году Иран сбил ракетой украинский пассажирский самолет. Расследованием было установлено отсутствие связи между оператором ПВО, командирами и органами УВД.
Полеты над Москвой запрещены?
Валерий Шелковников: Запрещены - от земной поверхности и до 8 100 метров. Так что вопрос, как предотвратить несанкционированные полеты дронов, архиважный. Но для меня чрезвычайно важен и другой: каким образом "обесчеловеченные" машины будут использовать воздушное пространство, в котором летает не только пилотируемая гражданская, но и военная, ведомственная авиация?
Не будем забывать: в воздушном пространстве страны находятся пассажирские воздушные суда, проходят испытательные полеты, военные учения, танки стреляют до высоты 300 метров, осуществляются запуски и посадки космических аппаратов… Все это требует безупречной организации в целях обеспечения национальной безопасности и безопасности полетов гражданских воздушных судов. И все это должно работать "как часы"!
Для этого у нас существует Единая система организации воздушного движения - ЕС ОрВД РФ.
Валерий Шелковников: Да. Под ее контролем и управлением воздушные суда 22 министерств и ведомств, частная и спортивная авиация, авиация общего назначения. В том числе и БАС. Единая система ОрВД РФ - преемник Единой (военно-гражданской) системы УВД СССР. Но та была именно военно-гражданской! И де-юре, и де-факто действительно единой, которая отвечала требованиям мирного и военного времени. Так, действовала межведомственная (Минобороны и МГА) комиссия под председательством Главнокомандующего ВВС. Были сформированы совмещенные, военно-гражданские зональные и районные центры, а также Главный центр ЕС УВД страны в Москве. Все это происходило на моих глазах. Ежегодно проводили совместные учения.
Говорят, что родоначальником Единой системы был сам министр обороны Дмитрий Устинов?
Валерий Шелковников: Только тогда он был еще секретарем ЦК КПСС. Министром стал чуть позже. В 1972 году в Шереметьево произошла крупная катастрофа Ил-62. Устинов возглавил госкомиссию по расследованию. Ужаснувшись тому, что военные и гражданские органы УВД находятся под раздельным управлением, потребовал включить в постановление Правительства вопрос о создании ЕС УВД СССР. Что было сделано в 1973 году.
А что сейчас?
Валерий Шелковников: Сейчас эта стратегическая система, отвечающая требованиям национальной безопасности, к недоумению многих профессионалов, включая военных, подчиняется одному из 22-х пользователей воздушного пространства - Росавиации. В 2004 году межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации была ликвидирована. Последствия сегодня очевидны.
Проблем накопилось много. Сдаются модернизированные Укрупненные центры ЕС ОрВД, которые, однако, не имеют защищенных пунктов управления. Забыто проведение совместных военно-гражданских учений и уточнение мобилизационных планов. Я, например, в звании полковника, знал свое место в Ставке Верховного командования на особый период, исходя из большого опыта работы.
Министерства и ведомства "тянут" деньги на радиолокационное и навигационное наземное оборудование и связь. Мы все это проходили в СССР, пока Госплан не потребовал в рамках ЕС УВД создать единое радиолокационное, навигационное и связное поле. Это позволило мгновенно сэкономить миллиарды. Не говорю уже о противоречиях действующих норм Воздушного кодекса и норм действующих положений о ведомствах, которым в 2009 году были переданы полномочия упраздненной Росаэронавигации.
Я длительное время был начальником гражданского сектора Ленинградского зонального центра ЕС УВД. Кстати, располагался он на Дворцовой площади в штабе Объединения ВВС Ленинградского военного округа. Так вот, на одной из недавних конференций по беспилотникам меня очень заинтересовал доклад о ходе реализации проекта городской аэромобильности для БВС в Санкт-Петербурге. Проект нужный. Однако меня крайне удивил тезис: выдача разрешений на полеты беспилотников будет поступать от комитета по транспорту Санкт-Петербурга, который никакого отношения к использованию воздушного пространства над городом-сокровищницей ЮНЕСКО не имеет. Почему? Кто делегировал?
К сожалению, пока беспилотники лидируют среди нарушителей в небе?
Валерий Шелковников: Лидируют. В рамках системы управления безопасностью полетов (СУБП) мы собираем статистику нарушений использования воздушного пространства России дронами. Только за прошлый год свыше 50 случаев! В том числе в приграничных со странами НАТО районах, в Питере и самом сложном Московском узловом диспетчерском районе. Коптеры-нарушители летают в границах запретных зон, рядом с аэродромами, в том числе Минобороны. Без планов полетов, без разрешений.
Из статистики за 2022 год. 27 февраля - информация о неопознанном летающем объекте в районе Пулковских высот. 21 марта - в районе международного аэродрома Псков обнаружены семь неопознанных летательных аппаратов на высотах 500-2000 м. 9 июня - при заходе на посадку в Пулково экипаж A320neo доложил о беспилотнике, летящем всего в 20 метрах от самолета. И на высоте около 3 000 метров, когда скорость аэробуса выше 550 км/ч! 15 мая - экипаж Ту-204 в районе Внуково заметил два беспилотника: один выше, а другой ниже его полета.
И самый свежий факт: только за один день - 3 мая сего года - от службы "112", по данным ресурса AVIAINCIDENT, за сутки поступило 203 сообщения по БПЛА, летающим без поданных планов полета в Москве и Московской области.
Запрет на полеты дронов введен во многих российских регионах. Но уже раздаются голоса, что это откатит рынок беспилотников к уровню 2018 года.
Валерий Шелковников: Говорил и будут повторять. Беспилотники - это новая, исключительно перспективная отрасль, очень нужна всей экономике страны и повышению благополучия людей. Но главный приоритет был и будет всегда - безопасность полетов!
Беспилотники должны быть приняты в пилотируемое воздушное пространство только с соблюдением всех норм и правил, необходимых для безопасного сосуществования пилотируемых и беспилотных авиационных систем. Небо одно на всех. Мы хорошо помним две серьезнейшие ситуации из недавнего прошлого: когда военный беспилотник опасно сблизился с двумя пассажирскими самолетами в районе Ульяновска, а дистанционно-управляемый авиационный комплекс "Орион" весом около тонны упал вблизи жилого дома в Рязанской области. Хорошо, что все обошлось. Хотя тщательного расследования не проводилось.
Если беспилотники будут представлять в небе реальную угрозу, это перечеркнет все. Безопасность, включая кибербезопасность (это вообще особый разговор) - основа любой системы. А обеспечить бесперебойную и эффективную работу всего этого сложнейшего механизма, как показала история, может только Единая (стратегическая - военно-гражданская) система ОрВД РФ. Ее и необходимо срочно(!) воссоздать.
Я уверен, использованием воздушного пространства огромной страны должны заниматься военные и гражданские специалисты ЕС УВД с вновь организованной межведомственной комиссией, со всеми силовыми ведомствами и губернаторским корпусом.
В Университете науки и технологий МИСИС с этого года начнут готовить специалистов в области промышленного дизайна беспилотников. Направление "Дизайн средств беспилотного транспорта" откроется в магистратуре "Промдизайн и инжиниринг".
Проектирование беспилотных транспортных средств - одно из ключевых направлений развития современного машиностроения. И, естественно, остро встал вопрос подготовки профильных специалистов. Как говорит Татьяна Карпова, директор образовательных программ Gaskar group - индустриального партнера образовательной программы МИСИС, от которого будут поступать первые задачи студентам, очевидно формирование новой профессии - специалист по летающим робототехническим платформам.
"Он в отличие от внешнего пилота, управляющего беспилотником, программирует, вносит изменения в аппарат (интегрирует датчики, сенсоры, манипуляторы, камеры и т.д.), работает с железом, модернизирует дрон в летающего робота, в "умную" сторону в связке "софт+железо", - подчеркивает директор.
Но беспилотники - это не только почтовые авиароботы, сельскохозяйственные дроны, грузовики без водителя и т.д. Это и сервисная инфраструктура, новые правила взаимодействия, современный пользовательский опыт. Кроме того, такие специалисты должны хорошо разбираться в технических особенностях конструкций, видеть уязвимости технологий и четко понимать реальную элементную базу. По оценкам экспертов, стартовая зарплата такого специалиста от 80 до 140 тысяч рублей.