"Враг должен быть "плохим", потому что иначе боевые действия в нравственном (и психологическом) отношении вообще оказываются невозможными: убийство человека находится за пределами общепринятых норм морали, религиозной этики и здоровой психики, - говорит историк. - Однако врага "нужно и можно" убивать, потому что он как бы изначально выносится за рамки категорий, на которые эти нормы распространяются. В общественном сознании враг наделяется свойствами, противными человеческой натуре".
Действительно, отрицательные его качества гипертрофируются, а качествам, которые по обычным мирным меркам оцениваются положительно, придается негативный смысл. Иногда в качестве таких характеристик доминируют религиозные мотивы ("язычники", "нехристи", "неверные", "безбожники"). Как считает ученый, исторически более устойчива оценка противника по критерию "цивилизованности": враг почти всегда "варвар", причем конкретный смысл в этот оскорбительный термин может вкладываться разный (от нечеловеческой жестокости до несоблюдения правил гигиены). "Принижение" врага происходит путем приписывания ему всех человеческих слабостей: подверженности пьянству, разврату, воровству, мародерству.
Нас целенаправленно расчеловечивали. Есть притча, очень меткая и емкая, которая иллюстрирует эту проблему. Внук спрашивает дедушку: "Дед, ты воевал. Вся грудь в орденах... А сколько людей ты убил?" - "Ни одного, - отвечает дедушка. - Я убивал не людей, а врагов". То есть враг - это нелюдь, а значит, он недостоин жизни и человеческого к себе отношения.
"Так вот, те фейки, которые мы видели с начала специальной военной операции, подобно Буче или безумным рассказам женщины-омбудсмена Украины, - все это выросло из антисоветской и антироссийской пропаганды. Вспомните о "миллионах изнасилованных немок" начала двухтысячных, когда этот миф до нас добрался с Запада вместе с книжкой "Падение Берлина. 1945" английского историка Энтони Бивора", - рассказывает Сенявская.
После издания книги на русском языке этот миф стал активно муссироваться в российской либеральной прессе и в русскоязычном интернете. Он психологически готовил в том числе и украинское сознание к расчеловечиванию россиян: красноармейцы и их потомки - это дикие азиатские орды, орки.
"Почему-то в украинской пропаганде фэнтезийные образы мира Толкина получили наибольшее распространение. Здесь нет ничего нового: вслед за Геббельсом после окончания Второй мировой войны его расистские наработки о жестоких варварах-красноармейцах подхватили союзники по антигитлеровской коалиции, - подчеркивает историк. - В англосаксонской литературе этот миф был распространен. Но пыль с него стряхнули именно после развала СССР.".
Полностью интервью с военным антропологом Еленой Сенявской читайте тут.