В Театре им. Н.И. Сац в рамках проекта "RE-Конструкция" прозвучала французская музыка

С одной стороны, "RE-Конструкция" своим названием подчеркивает, что Большой зал Детского музыкального Театра им. Н.И. Сац пока все еще стоит на реконструкции, закрытый для артистов и публики. С другой, представляет редко исполняемые произведения знаменитых композиторов. Программу вечера в пространстве Большого фойе ныне составили кантата Пуленка "Засуха" (Sécheresses, 1937) и оратории Сен-Санса "Потоп" (Le Déluge,1875).

Музыкальные произведения о стихийных бедствиях, что постигли людей за их беспечность и грехи, в лаконичный перформанс превратила недавняя выпускница режиссерского факультета РАТИ (ГИТИС) Мария Фомичева, за дирижерским пультом исполнением руководил специально приглашенный Артем Макаров. По музыкальному языку это очень разные сочинения, но по своему философскому они едины: катастрофа как начало нового будущего.

Кантата Франсиса Жана Марселя Пуленка "Засуха" написана на стихи Эдварда Джеймса по его собственному заказу - Джеймс был щедрым меценатом сюрреалистов, близким другом Рене Магритта и Сальвадора Дали и пробовал себя в разных творческих амплуа, в том числе в поэзии. Оратория Шарля-Камиля Сен-Санса "Потоп", созданная композитором на либретто писателя Луи Галле, повествует о Великом потопе и Ное, спасшем род человеческий, а музыка наполнена иллюстративными эффектами, отсылающими то к Берлиозу, то к Вагнеру и не только.

"Засуха" - нарочито депрессивный опус: "Я ждал слишком долго жизнь, которая не придет, чью-то другую жизнь, которую не нашел", не предполагающий шансов на спасение. "Потоп" - абсолютно романтическое, с сюрреалистическим колоритом произведение. Оркестр и хор под палочкой Артема Макарова точно передают контраст исполняемой музыки единым полотном без антракта и находят интересные связующие звенья, когда стихия диктует правила игры: перевоплощения мировой боли, почти визуализируя страдания человечества. А главное, доказывает: хоть редко, но все же бывают незаслуженно забытые произведения.

Мария Фомичева как будто имитирует спектакль. В "Засухе" предлагает "игру в песочнице", в "Потопе" выставляет на обозрение аквариум как модель ковчега. И везде главное действующее лицо - Создатель (в бессловесном, но очень проникновенном исполнении Михаила Богданова). И тут возникает ощущение, что, по сути, молодая постановщица ключевую идею заимствовала в "Упражнениях и танцах Гвидо" - работе своего вузовского наставника и худрука Театра им. Н.И. Сац Георгия Исаакяна. Жаль, ничто не губит так искусство, как копирование и подражание.

Кстати

Масштабная реконструкция Большой сцены Театра им. Н.И. Сац началась в 2020 году. С момента открытия театра в 1979 году и до нынешнего времени капитальный ремонт здания ни разу не проводился. Ожидается, что строители закончат все работы в начале осени.

Уже в октябре 2023 года театр представит на обновленной сцене постановку оперы Глинки по сказке Пушкина "Руслан и Людмила", над которой уже работают Евгений Бражник и Георгий Исаакян в тандеме с художником Вячеславом Окуневым. Именно этой оперой в постановке Владимира Юровского и Дмитрия Чернякова после многолетней реконструкции в 2011 году открывался и Большой театр.