Юрий Башмет: "Классическая музыка изначально всегда была элитарной"

На берегах Волги завершился XV международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета. За свою многолетнюю историю ярославский фестиваль Юрия Башмета стал уже фактически символом Верхневолжья. На концерты и спектакли смотра съезжаются многочисленные слушатели из разных регионов нашей страны. В этом году событие сохранило свой международный статус, несмотря на сложную геополитическую обстановку в мире. Наряду с российскими артистами фестиваль посетили с концертами зарубежные музыканты из Ирана, Сербии, Бельгии, Бахрейна и Италии. Юрий Башмет участвовал практически в каждом из вечеров, играя не только на альте, но и сидя за пультом двух своих коллективов: Государственного симфонического оркестра "Новая Россия" и лауреата премии Grammy - камерного ансамбля "Солисты Москвы".

Не изменяя принципам программной политики каждого из своих фестивалей, его организаторы в лице директора "Русского концертного агентства" Дмитрия Гринченко целенаправленно подходят к составлению концертно-театральной афиши, уделяя внимание разным универсальным проектам. Юрий Башмет расширяет границы творческих горизонтов. Публика знакомится с новыми именами исполнителей, мировыми и российскими премьерами сочинений, некоторые из которых написаны специально по заказу фестиваля.

Впервые на фестивале в Ярославле выступил Сербский духовой квинтет. В его составе играют музыканты Белградского филармонического оркестра: Марина Ненадович (флейта), Велько Кленковски (кларнет), Боян Пешич (гобой), Ненад Янковича (фагот) и Никола Чирич (валторна).

Изысканная и нетривиальная программа включала в себя сочинения композиторов русской, венгерской, французской и сербской школы. Фортепианная сюита "Виньетки" Деяна Деспича - синтез джинглов для детского радио Белграда. Произведение имеет несколько авторских переложений, но версия для духового квинтета является самой удачной. Его же сюита A Cinque ("На пятерых") отсылает к национальному сербскому фольклору, равно как и "Пятнадцать Руковетей по Стевану" Зорана Христича - произведение посвящено памяти основателя сербской композиторской школы Стевана Мокраньца (1856-1914). Особенно хотелось отметить прилежную ансамблевую игру солистов. Русским мелосом и архаикой были проникнуты Восемь русских народных песен для оркестра Анатолия Лядова в переложении для духового квинтета. Как известно, сам композитор придавал значение духовым инструментам, наделяя их звучание особым символическим смыслом. Шесть багателей для квинтета духовых Дьердя Лигети (сокращенное авторское переложение фортепианной сюиты "Musica ricercata") поразило графичностью авторского замысла, удивительным слышанием интервалики и звуковой ткани каждой из миниатюр. Три коротких пьесы Жака Ибера порадовали красочным многоцветием духовых тембров, элегантностью и неприхотливым мелодическим рисунком.

Еще одни гости с берегов Средиземноморья, Бельгии и Бахрейна увлекли ярославцев и гостей города в стихию зажигательных ритмов итальянской тарантеллы. Программа их выступления имела символический подзаголовок "Концерт-тарантелла. Метаморфозы струн". В интернациональном ансамбле объединились такие экзотичные инструменты, как европейские теорба, лютня, персидский уд и барочная гитара баттенде. Уроженец Ирака Саад Махмуд Джавад один из немногих пропагандирует искусство игры на арабском уде. В 2018 году он попал в Книгу рекордов Гиннеса за самое продолжительное выступление в мире на уде. Бельгийская лютнистка Софи Ванден Эйнде - выдающийся мастер игры на струнно-щипковых инструментах. Итальянский дуэт Лука Изолани (барочная гитара) и Ирене Изолани (сопрано) привлекает оригинальным прочтением музыки неаполитанской традиции. Каждая из исполненных квартетом композиций Альфонсо Феррабоско, Робера де Визе, Джона Дауленда, Пьера Аттеньяна, Моххамеда Файруза, Афтаба Дарвиши и Владимира Горлинского удачно сочеталась с импровизациями на народные и авторские темы и имела непосредственную взаимосвязь с традициями и отсылками музыки разных эпох и стилей, объединяющих синтез культур Востока и Запада.

Серию региональных концертов в городах Ярославской области продолжили выступления камерного ансамбля "Солисты Москвы" под руководством Юрия Башмета. В один из дней их игру слушала публика старинного ярославского села Вятское. Рыбинск тоже попал в орбиту событий фестиваля. Местная публика всегда рада музыкантам коллектива Юрия Башмета и с нетерпением ждет каждой новой встречи с ними. В этот раз артисты исполнили на сцене Дворца культуры "Вымпел" сочинения Грига, Чайковского и Бодрова. Концерт открыла поэтичная музыка Эдварда Грига. Его Сюита в старинном стиле "Из времён Хольберга" (крупнейший датско-норвежский просветитель, писатель и деятель театра) была сыграна ансамблем "Солисты Москвы" необычайно тонко и деликатно. Григ отразил в своем произведении удивительный дух старины и бережное отношение к традициям, послужившим истоками для современного музыкального языка. Впервые в Рыбинске можно было услышать одно из недавних сочинений Кузьмы Бодрова - "Отражения": темы 24-го каприса Никколо Паганини в стиле Бетховена, Брамса, Чайковского, Прокофьева и Берга. Ноктюрн для альта и струнных и Серенада для струнного оркестра Петра Чайковского продолжили майский вечер.

Не менее примечательным стал концерт под названием "2х2", в котором слушателям предстоял довольно необычный музыкальный экскурс, связанный с историей двойного инструментального концерта - своеобразная попытка представить метаморфозы идеи "двойного концертирования" в музыке различных эпох и стилей.

В сопровождении камерного ансамбля "Солисты Москвы" под управлением Юрия Башмета выступили прославленные солисты и молодые виртуозы. Алексей Уткин в ансамбле с Марией Чепуриной сыграли Концерт для флейты и гобоя с оркестром Антонио Сальери. А в знаменитом Двойном скрипичном концерте Иоганна Себастьяна Баха соревновались между собой Валерия Абрамова (концертмейстер Всероссийского юношеского симфонического оркестра) и внук Юрия Башмета, ученик ЦМШ при Московской консерватории Грант Башмет. Не менее восхитительным по красоте мелодий стал Концерт для скрипки и виолончели с оркестром итальянского "маэстро бельканто" Гаэтано Доницетти. Сегодня это сочинение редко звучит на концертной эстраде. Тем отраднее было услышать его в интерпретации замечательного дуэта, артистов ансамбля "Солистов Москвы" - Артёма Котова (скрипка) и Алексея Толстова (виолончель). Ксения Башмет и Филипп Копачевский выбрали для своего выступления Концерт № 10 для двух фортепиано с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта.

В литературно-музыкальном вечере "Истории любви" на сцене концертно-зрелищного центра "Миллениум" приняли известные актеры театра и кино: Михаил Пореченков, Игорь Верник, Авангард Леонтьев, Игорь Золотовицкий, Кристина Бабушкина и Анна Чиповская. Вслед за зимней премьерой спектакля в Москве, приуроченной к 125-летию МХАТА имени А. П. Чехова и юбилею Юрия Башмета, ярославцы вторыми увидели эту постановку. В основе литературно-музыкальной композиции рассказы Горького, Вампилова, Чехова и Куприна, в каждом из которых по-своему отражена тема любви и ее граней. Литературный текст обрамляла музыка Кузьмы Бодрова. Он же исполнил фортепианную партию в сопровождении камерного ансамбля "Солисты Москвы" под руководством Юрия Башмета.

Фестиваль завершился в День Великой Победы музыкально-драматическим спектаклем "Живые и мертвые. Солдатами не рождаются" по мотивам романа Константина Симонова. В своей постановке режиссер Полина Агуреева рассказывает о духовном состоянии людей в годы Великой Отечественной войны. Автором музыки спектакля выступил композитор Валерий Воронов. По окончании спектакля губернатор Ярославской области Михаил Евраев вручил Юрию Башмету знак почетного гражданина Ярославской области в знак признательности за поддержку талантливой молодежи, образовательную и просветительскую работу.

Прямая речь

Юрий Башмет о фестивале:

- Наш фестиваль для того и существует, чтобы найти общую положительную дорогу и примирить людей. Мы ее находим. В этом наша цель и определенное достижение. Артисты, которых мы приглашаем, не отказывают нам, даже украинцы! Каждый из них понимает, что в России безопасно. Но их страх обоснован возвращением к себе домой, ведь там их могут ждать неприятности. Но каждый человек индивидуален и не боится рисковать. Цель нашего фестиваля - собрать разных музыкантов и жить музыкой, искусством. Мы живем в очень непростое время, когда людям необходима духовная пища, любовь, причем, космическая. Без любви нет жизни. Музыкантам бессмысленно выходить на сцену, если мы не испытываем любви к исполняемой музыке. А если я не буду любить то, что в данный момент исполняю, то публика сразу же почувствует мою неискренность, потому что за ремеслом не спрячешься. Необходима импровизация, нужно самому в такие моменты поверить в себя. Мы живем в очень непростое время. Я бы даже сравнил его с уровнем возбуждаемости вулкана. Извержения еще не произошло, но мне кажется, что мы находимся в третьей максимальной стадии, предшествующей четвертой - то есть, извержению вулкана. Такая ситуация порождает в творческих людях новые темы, импульсы, особую остроту восприятия. Сегодня в нашем искусстве появляются шедевры в литературе, живописи и музыке. Музыка же, в первую очередь, обращается к личностям. Душа и разум не могут существовать друг без друга. Сейчас настал тот самый кульминационный момент, когда новая эра обязательно возникнет в сфере российской культуры. Классическая музыка изначально всегда была элитарной. Почему сегодня никто не может написать еще одну Шестую симфонию Чайковского? Было такое время, когда было стыдно писать красивые мелодии на привычные гармонии. А вот Чайковский не стеснялся. Я не призываю всех композиторов возвращаться к мелодичности, но и не советую пренебрегать ею. Мы прошли через невероятные эксперименты со звуком. Но если сегодня вернуться к мелодичности, то с учетом набранного в экспериментах опыта это уже не будет становиться банальным.