Что нужно знать о "Троице" Андрея Рублева, которую вернули Православной церкви

Икона "Троица" Андрея Рублева возвращена Русской православной церкви приказом президента Российской Федерации. Об этом сообщается на сайте РПЦ.
Артем Геодакян/ТАСС

Третьяковская галерея, где хранится произведение, не комментирует ситуацию. В течение года икона будет выставлена в храме Христа Спасителя в Москве, а затем разместится в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

"РГ" предлагает краткую историю жизни образа "Святой Троицы" Андрея Рублева в миру - в цитатах.

- XV век. Андрей Рублев пишет икону "Святая Троица"

Наталья Шередега, историк древнерусского искусства, ГТГ (2005):

- Общепризнанного ответа на вопрос: "Когда была создана икона Святой Троицы?" - пока нет. Сторонники ранней датировки считают, что "Троица" создавалась для деревянного Троицкого собора, возведенного в 1411 году, и позже была перенесена в каменный храм. Другая точка зрения заключается в том, что икона была написана одновременно с иконостасом в 1425-1427 годах для нового каменного Троицкого собора, украшенного артелью мастеров во главе с Андреем Рублевым и Даниилом Черным.

- XVI век Первая копия.

В XVI веке с рублевской иконы была сделана копия.

- XVII век. Украшение иконы ризой от Бориса Годунова.

Наталья Шередега:

- В 1600 году Борис Годунов украсил икону золотой ризой с драгоценными камнями. Около 1626 года ее перенесли на место, определенное для главной храмовой иконы (возможно, в результате ее чудесного прославления), копия же была помещена на второе место слева от царских врат (сразу за иконой Божией Матери "Одигитрия")".

- XVIII-XIX век. Поновления иконы.

Валентина Уханова, хранитель иконы "Святая Троица" Андрея Рублева в 2009 году:

- На протяжении столетий было прочно установившейся традицией прописывать иконы заново, когда олифа (верхний покровный слой) темнела и делалась совершенно черной. Такая процедура повторялась несколько раз, примерно каждые 70-100 лет. "Троица" была поновлена, то есть прописана не менее пяти раз. Первое поновление ее было сделано в годуновское время - в самом начале XVII века, следующее - в 1635 году, когда поновлялись и роспись, и иконостас Троицкого собора. Далее икона была записана в конце XVIII века, при митрополите Платоне, во время такой же переделки Троицкого иконостаса, и дважды в XIX веке (по сведениям В.П. Гурьянова - в 1835 и в 1854-1855 годах)".

- XIX век Легенды.

Левон Нерсисян, историк древнерусского искусства, ГТГ (2010):

- Легенды о творчестве Андрея Рублева, точнее, о принадлежности его кисти тех или иных произведений имели широкое распространение уже в XIX столетии. Во многих старообрядческих собраниях хранились иконы "рублева письма". Его работами гордились коллекционеры второй половины XIX века. Но в ХХ веке исследования показали, что, как правило, это были произведения, не имевшие ничего общего не только с Рублевым, но даже с его эпохой".

- ХХ век. Реставрации.

- 1904 год. Первая реставрация

Наталья Шередега (2005):

- В 1904-1905 годах по инициативе известного художника, коллекционера и попечителя Третьяковской галереи И.С. Остроухова, под наблюдением Московского Археологического общества и с разрешения лаврского начальства иконописец-реставратор В.П. Гурьянов вместе с В.А. Тюлиным и А.И. Изразцовым расчистил икону от верхних наслоений. Сразу после расчистки сделали фотографический снимок сохранившегося первоначального изображения.

После этого икона снова была закрыта окладом.

- 1918-1919. Вторая реставрация.

Наталья Шередега:

- В 1918- 1919 годах отделением Центральных государственных реставрационных мастерских при Загорском историко-художественном музее (ЦГРМ при ЗИХМ) была произведена окончательная расчистка иконы "Троица"8. После расчистки признали недопустимым закрывать окладом "единственное, по значению своему, в мире произведение искусства", принадлежащее кисти Андрея Рублева.

Валентина Уханова:

- В Отделе рукописей Третьяковской галереи хранятся "Протоколы расчистки иконы "Троица" письма Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора 1918-1919 гг.", составленные Ю.А. Олсуфьевым на основании ежедневных протокольных реставрационных записей. К работе были привлечены самые известные реставраторы того времени - Г.О. Чириков, И.И. Суслов, В.А. Тюлин и Е.И. Брягин. И только когда "Троица" была освобождена от скрывавших авторскую живопись позднейших поновительских наслоений, оказалось возможным увидеть подлинную живопись мастера.

- 1929 год. Икона кисти Андрея Рублева передана в Государственную Третьяковскую галерею.

Наталья Шередега:

- В 1929 в Государственную Третьяковскую галерею была передана из Загорского историко-художественного музея икона Андрея Рублева "Троица", по праву считающаяся самым высоким созданием русской культуры.

- 1931 -1932 год. Музейное хранение

Михаил Шитов, заведующий Отделом реставрации темперной живописи ГТГ, 2008 год:

- <…> Здесь мы подошли к основной проблеме этого памятника: это вот эта вот вертикальная трещина, проходящая через всю лицевую поверхность, которая случилась в результате разрыва первой и второй досок основы. Эта проблема наиболее остро возникла в 1931 году, весной, когда в результате осмотра состояния сохранности были обнаружены разрывы грунта с красочным слоем на лицевой стороне иконы, разрывы паволоки и достаточно большое расхождение. На лицевой стороне в верхней части иконы по этой трещине расхождение достигало двух миллиметров, на лике правого ангела - около одного миллиметра.

Эта трещина была зафиксирована еще - есть фотография 1905 года, после расчистки иконы Гурьяновым, где эта трещина присутствует. Но проблема обнажилась в 1931 году.

Тогда экспертом Центральных Государственных Реставрационных Мастерских Олсуфьевым был предложен метод по устранению этого расхождения: икона была перенесена в специальное помещение, где искусственно поддерживалась достаточно высокая влажность, порядка семидесяти процентов, и где доски под постоянным наблюдением и постоянным записыванием динамики этого схождения за полтора месяца практически сошлись <…>

В 1932 году зимой было решено укрепить отстающий левкас с красочным слоем с лицевой стороны с помощью глютени (это воско-смоляная мастика) и также заполнить трещину с оборота мастичным составом, который должен послужить защитой боковых сторон разошедшихся досок от атмосферных воздействий.

- 1941-1945 годы. Эвакуация памятника и возвращение в Москву.

- 1960 год. Выставка икон, написанных Андреем Рублевым и мастерами его школы, в Третьяковской галерее. В СССР отмечается 600-летний юбилей Андрея Рублева.

- 1987 год. Канонизация Андрея Рублева в 1987 году Русской православной церковью - логическое следствие его заслуженного векового почитания.

- 1998 год. По решению расширенного реставрационного совета, созванного Министерством культуры РФ № 71 от 10.09.98 г., "Троица" не должна подвергаться транспортировке с территории галереи - лишь один раз в год ее в богослужебных целях на руках переносят в храм-музей Николы в Толмачах.

- 2008 год. В сентябре патриарх Алексий II обратился к министру культуры Александру Авдееву с просьбой передать икону Рублева на три дня в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры на празднование Троицы (летом 2009 года). Министр переадресовал это обращение директору Третьяковской галереи Валентину Родионову.

Научное сообщество инициировало открытое письмо в защиту иконы, адресованное президенту, премьер-министру и патриарху.

17 ноября 2008 года в Третьяковской галерее состоялось расширенное заседание Ученого совета музея, где большинство присутствующих специалистов - искусствоведов и реставраторов - высказались против выдачи "Троицы". Кроме представителей научного и музейного сообщества на совете присутствовал представитель Лавры архимандрит Порфирий, заявивший, что Церковь не настаивает на временной передаче иконы без должных условий сохранности, и сотрудник завода полиметаллов Александр Амаханов, признавшийся, что несмотря на имеющийся опыт производства защитных ковчегов, нельзя дать стопроцентную гарантию сохранности произведения.

- 2010 год. Третьяковская галерея открывает выставку "Подвиг иконописания":

На выставке к 650-летию иконописца Андрея Рублева в Третьяковской галерее можно увидеть шедевры средневекового мастера и художников его круга, а также результаты археологических находок - фрагменты утраченных росписей из соборов Москвы и Звенигорода. Для подготовки этой крупнейшей за полвека выставки объединили свои усилия Исторический музей и музеи Московского Кремля, Русский музей и музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, историко-художественные музеи Звенигорода и Сергиева Посада. Есть также раритеты из частного собрания.

Левон Нерсесян в интервью "РГ":

- Впервые среди экспонатов - драгоценные фрагменты древних фресок из тех храмов, которые были расписаны либо при участии самого Рублева, либо его учениками и последователями - из церкви Успения на Городке в Звенигороде, кремлевского Благовещенского собора 1416 года, Спасского собора Андроникова монастыря, собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. К сожалению, эти фрагменты - то немногое, что осталось от большинства росписей Рублева и рублевского времени. Фресок 1405 года в Благовещенском соборе, о которых сообщает летопись, нет, потому что собор дважды перестраивали: в 1416 году, а потом в 1480-е годы. Росписи Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры тоже утрачены: они переписывались в XVII и в XIX веках. Практически не сохранил древних росписей и Спасский собор Андроникова монастыря.

Единственный (подчеркиваю - единственный!) собор, в котором остались фрески, бесспорно принадлежащие Андрею Рублеву, - это Успенский собор во Владимире.

- 2022 год. Икона "Святой Троицы" была выдана в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру на время празднования 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского.

Пресс-служба Третьяковской галереи в своем Telegram-канале прокомментировала выдачу иконы "Святая Троица" Андрея Рублева:

- Понимая огромную значимость для всего православного мира "Троицы", главного шедевра древнерусской иконописи, написанного Андреем Рублевым и хранящегося в Государственной Третьяковской галерее, после всесторонней оценки рисков, связанных с транспортировкой, было удовлетворено прошение руководства Русской Православной Церкви предоставить икону для богослужений в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, приуроченных к 600-летию обретения мощей святого Сергия Радонежского.

Кто производитель капсулы и стекла для транспортировки и показа "Святой Троицы" Андрея Рублева, информации не было.

- 15 мая 2023 года, Сайт Патриархии РПЦ:

- В ответ на многочисленные просьбы православных верующих Президентом Российской Федерации В.В. Путиным принято решение о возвращении Русской Православной Церкви чудотворной иконы "Троица", написанной преподобным Андреем Рублевым".

Отец Павел Флоренский:

- Нас умиляет, поражает и почти ожигает в произведении Рублева вовсе не сюжет, не число "три", не чаша за столом и не крила, а внезапно сдернутая пред нами завеса ноуменального мира... Среди метущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междуусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия... открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, "свышний мир" горнего мира. Вражде и ненависти, царящем в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних.