Стройка века: Крымскому мосту исполнилось пять лет

Самый известный мост в России сегодня отмечает свое пятилетие - 15 мая 2018 года строительство автомобильной части Крымского моста было завершено, а 16 числа по ней торжественно запустили движение. С тех пор путь между Крымом и Краснодарским краем пересекли больше 24 миллионов машин.
Росавтодор

Хотя мост празднует уже пятый юбилей, стройка до сих пор поражает воображение. Над сооружением трудились больше 25 тысяч рабочих, причем в пиковые моменты 15 тысяч одновременно. Около семи тысяч свай удерживают 595 опор, на которые ложится вес в сотни тысяч тонн.

Длина моста достигает 19 километров, что делает его самым длинным мостовым переходом не только в России, но и во всей Европе. Он начинается на Таманском полуострове, проходит по существующей пятикилометровой дамбе и острову Тузла, затем пересекает Керченский пролив, огибая с севера мыс Ак-Бурун, и выходит на крымский берег. Ближайший соперник - мост Васко да Гама в Португалии длиной 17,2 километра.

Строительство прошло в рекордно сжатые сроки - было куда спешить, ведь жители Крыма для сообщения с материком при помощи автомобильного и железнодорожного транспорта могли пользоваться только паромной переправой, которая сильно зависит от погоды. При этом объемы грузов и пассажиропотока в обоих направлениях с 2014 года начали быстро расти. В итоге от начала работ до проезда первого автомобиля прошло меньше двух с половиной лет - строители справились на семь месяцев быстрее запланированного срока.

За пять лет только турпоток в Крым через мост достиг 36,2 миллиона человек, а еще новый путь позволил ускорить все логистические цепочки и начать массовое строительство школ, больниц, жилых домов, выполнять нацпроекты.

- Сейчас масштабная модернизация транспортной инфраструктуры продолжается. Ведется строительство и реконструкция трассы А-290 Новороссийск - Керчь. Это также один из значимых дорожных проектов Южного федерального округа, завершить который планируется уже в следующем году. С открытием этого дальнего подхода к Крымскому мосту экономика региона получит еще один положительный импульс развития, - отметил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.

Автомобильная часть моста имеет четыре полосы движения с пропускной способностью до 40 тысяч автомобилей в сутки с разрешенной скоростью до 90 километров в час.

Полностью продумано и судоходство - арка моста возвышается на 35 метров над водой, а глубина под ней больше 9,5 метров. Под мостом могут пройти суда с осадкой до 8 метров.

Название гигантскому сооружению выбирали всей страной, и в народном голосовании победил вариант "Крымский мост" - его предпочли около 64 процентов участников. Названия "Керченский мост" и "Мост Воссоединения" набрали 24 и 6 процентов соответственно.

Фото: Владимир Аносов/РГ

Много внимания уделили сохранению окружающей среды. Удивительно, но численность дельфинов в Керченском проливе после строительства моста выросла. Иногда специалисты фиксируют больше тысячи этих млекопитающих в акватории. По мнению ученых, такой рост связан с улучшением условий охоты дельфинов на сингиля и лобана.

Во время строительства проектом было предусмотрено проведение регулярных экологических мониторингов. Экомониторинг проводился по десяти направлениям с более чем 300 точек отбора проб по более чем 100 контролируемым параметрам. Из зоны работ переселили.

Не обошлось и без трагедий. Рано утром 8 октября на Крымском мосту произошел теракт. Злоумышленники недалеко от арки подорвали грузовик, начиненный взрывчаткой. Четыре человека погибли, а мост оказался сильно поврежден. В воду обрушились два пролета автомобильной части, загорелись цистерны на проходящем мимо ж/д составе. За семь месяцев удалось полностью восстановить переход после взрыва, правда, грузовики теперь ради безопасности и ускорения проезда идут через паромную переправу.