Сербский духовой квинтет выступил в Ярославе впервые. Изысканная и нетривиальная программа включала в себя музыку русской, венгерской, французской и современной сербской школы.
Интернациональный ансамбль музыкантов с берегов Средиземноморья, Бельгии и Бахрейна увлек гостей фестиваля в стихию итальянской тарантеллы. Программа их имела символический подзаголовок "Концерт-тарантелла. Метаморфозы струн". Иракский музыкант Саад Махмуд Джавад, играющий на уде, в 2018 году попал в Книгу рекордов Гиннесса за самое продолжительное выступление в мире. Бельгийская лютнистка Софи Ванден Эйнде - мастер игры на струнно-щипковых инструментах. Итальянский дуэт Лука Изолани (барочная гитара) и Ирене Изолани (сопрано) привлекает оригинальным прочтением неаполитанской музыки.
Серию региональных концертов в городах Ярославской области продолжили выступления камерного ансамбля "Солисты Москвы" под руководством Юрия Башмета. Выступали и в старинном ярославском селе Вятское, и в Рыбинске - на сцене Дворца культуры "Вымпел" исполнили сочинения Грига, Чайковского. Впервые в Рыбинске можно было услышать одно из недавних сочинений Кузьмы Бодрова "Отражения": тему 24-го каприса Никколо Паганини в стиле Бетховена, Брамса, Чайковского, Прокофьева и Берга.
Концерт "2х2" стал своеобразной попыткой представить метаморфозы идеи "двойного концертирования" в музыке различных эпох и стилей. В сопровождении "Солистов Москвы" Алексей Уткин с Марией Чепуриной сыграли Концерт для флейты и гобоя с оркестром Антонио Сальери. А в знаменитом Двойном скрипичном концерте Баха соревновались между собой Валерия Абрамова (концертмейстер Всероссийского юношеского симфонического оркестра) и внук Юрия Башмета, ученик ЦМШ при Московской консерватории Грант Башмет. С блеском исполнилиКонцерт для скрипки и виолончели с оркестром Гаэтано Доницетти Артём Котов (скрипка) и Алексей Толстов (виолончель). Ксения Башмет и Филипп Копачевский представили Концерт N 10 для двух фортепиано с оркестром Моцарта.
В литературно-музыкальном вечере "Истории любви" на сцене концертно-зрелищного центра "Миллениум" приняли известные актеры театра и кино: Михаил Пореченков, Игорь Верник, Авангард Леонтьев, Игорь Золотовицкий, Кристина Бабушкина и Анна Чиповская. В основе композиции рассказы Горького, Вампилова, Чехова и Куприна, которые обрамляла музыка Кузьмы Бодрова... А завершился фестиваль музыкально-драматическим спектаклем режиссера Полины Агуреевой "Живые и мертвые. Солдатами не рождаются" по мотивам романа Константина Симонова...
Юрий Башмет:
- Наш фестиваль для того и существует, чтобы найти общую положительную дорогу и примирить людей. Мы ее находим. В этом наша цель и определенное достижение. Артисты, которых мы приглашаем, не отказывают нам, даже украинцы! Каждый из них понимает, что в России безопасно. Их страх связан скорее с возвращением к себе домой, ведь там их могут ждать неприятности. К нам приезжают те, кто не боится рисковать.
Мы живем в очень непростое время, когда людям необходима духовная пища, любовь, причем космическая. Без любви нет жизни. Музыкантам бессмысленно выходить на сцену, если мы не испытываем любви к исполняемой музыке. Если я не буду любить то, что в данный момент исполняю, публика сразу почувствует мою неискренность, потому что за ремеслом не спрячешься. Я бы даже сравнил наше время с уровнем возбуждаемости вулкана. Извержения еще не произошло, но кажется, что мы в третьей максимальной стадии, предшествующей четвертой, то есть извержению вулкана. Это порождает в творческих людях новые темы, импульсы, особую остроту восприятия. Сегодня появляются шедевры в литературе, живописи и музыке. Душа и разум не могут существовать друг без друга. Сейчас тот самый кульминационный момент, когда новая эра обязательно возникнет в сфере российской культуры.
Классическая музыка изначально всегда была элитарной. Почему сегодня никто не может написать еще одну Шестую симфонию Чайковского? Было время, когда было стыдно писать красивые мелодии на привычные гармонии. А вот Чайковский не стеснялся. Я не призываю всех композиторов возвращаться к мелодичности, но и не советую пренебрегать ею. Мы прошли через невероятные эксперименты со звуком. Но если сегодня вернуться к мелодичности с учетом набранного в экспериментах опыта, это уже не станет банальностью.