Таким мнением с "Российской газетой" поделился доцент института мировой экономики и бизнеса Равиль Асмятуллин.
- По схеме параллельного импорта в Россию ввозятся товары как через соседние мусульманские страны, которые непосредственно граничат с нами (Казахстан и Азербайджан), так и через других ближайших партнеров (Узбекистан, Киргизия и Турция), - отметил эксперт.
Казахстан и Киргизия являются членами ЕАЭС, что еще больше облегчает параллельный импорт.
По словам эксперта, в первой половине 2022 года наблюдался серьезный спад объемов товарооборота с большинством партнеров. Летом произошла переориентация торговых потоков. Наибольший рост импорта показали Турция и Казахстан, которые и раньше считались традиционными торговыми партнерами России.
- Товарооборот с Турцией вырос на 84 процента, а с Казахстаном на 54 процента. Говоря о выгодах, отметим, что у России традиционно положительный торговый баланс. То есть Россия зарабатывает на торговле с этими странами, - пояснил Асмятуллин.
Так, например, в 2022 году Россия импортировала из Казахстана товары на сумму 8,8 миллиарда долларов, а экспортировала на 17,3 миллиарда. То есть Россия заработала 8,5 миллиарда долларов.
Кроме того, мусульманские страны помогают России (конечно и не без выгоды для себя) снижать влияние санкций, поясняет эксперт. К примеру, Турция, по сути, стала газовым хабом для России, даже несмотря на давление со стороны западных стран по отношению к этой стране. Россия получает из Турции сельскохозяйственную продукцию (в первую очередь, овощи и фрукты), продукцию химической отрасли, текстиль, электронику.
Помимо этого Турция выражала желание вступить в БРИКС. По мнению эксперта, это могло бы способствовать большему сближению, в том числе с Россией. Желание вступить в БРИКС есть и у других мусульманских стран - Египта, Саудовской Аравии, Алжира, Индонезии и других государств, считает Асмятуллин.