18.05.2023 12:23
    Поделиться

    Московская филармония представляет цикл концертов "Весь Стравинский"

    По интригующему и масштабному замыслу предполагается, что в Концертном зале им. П.И. Чайковского в течение семи лет прозвучат все произведения Игоря Стравинского без каких-либо малейших изъятий. Автор амбициозной идеи музыковед Ярослав Тимофеев, который выступает еще и блистательным рассказчиком на каждом вечере этого цикла, доказывая, что музыковедение "живая" наука, полная парадоксов и детективных поворотов, а фигура Стравинского еще полна неразгаданных тайн. Завершен только первый сезон грандиозного проекта, а сделано уже несколько любопытных открытий.
    Певец Дмитрий Чеблыков исполнил знаменитую арию Шакловитого "Спит стрелецкое гнездо…" из оперы "Хованщина".
    Певец Дмитрий Чеблыков исполнил знаменитую арию Шакловитого "Спит стрелецкое гнездо…" из оперы "Хованщина". / Предоставлено Московской филармонией

    Стравинский написал около 35 часов разной по степени гениальности музыки. Некоторые произведения стали признанными шедеврами и хитами, другие сочинения - почти забыты: не исполняются нигде и никогда. В данном случае звучат все опусы композитора в хронологическом порядке. В первом концерте принимал участие Академический симфонический оркестр Московской филармонии (под руководством Антона Шабурова). Кстати, именно с этим оркестром выступал Стравинский в возрасте 80 лет во время исторического визита в СССР осенью 1962 года.

    В первом сезоне цикла "Весь Стравинский" прозвучали все крупные сочинения, написанные до 1913 года. И почти каждый номер программы был открытием. Первый концерт начался с "Фавна и Пастушки", трех песен на стихи юного Пушкина. Это самый первый изданный и публично исполненный опус Стравинского. Начало пушкинской поэмы вдохновило композитора вспомнить и Вагнера, и Чайковского при создании вокального цикла про невинную Лилу и похотливого фавна. Но исполнение получилось не очень пасторальным. Роскошное меццо-сопрано Марии Бараковой переполняли эротические порывы и иронические посылы, что, наверняка, очень понравилось бы автору.

    Также прозвучало почти забытое "Фантастическое скерцо" для оркестра, что было написано Стравинским под влиянием модной тогда книги Метерлинка о пчелах и "Полета шмеля" его учителя Римского-Корсакова. И, конечно, "Погребальная песня" памяти Римского-Корсакова, считавшаяся утраченной до 2015 года, когда ее ноты случайно обнаружили в списанном, но, к счастью, не уничтоженном архиве Санкт-Петербургской консерватории.

    Второй концерт, где были задействованы Российский национальный молодежный оркестр и Академическая хоровая капелла России им. Юрлова под дирижерским жестом Филиппа Чижевского, открывала символистская кантата для мужского хора "Звездоликий" на стихи Бальмонта. Это пятиминутный эксперимент гения: знак духовной связи с учителем, если вспомнить Звездочета Римского-Корсакова, и оммаж коллеге Клоду Дебюсси, который, надо заметить, Стравинского не любил и такая музыка может быть исполнена где-то на Сириусе или Альдебаране, "а что касается нашей более скромной Земли, то исполнение этой вещи затерялось бы в бездне", и впервые прозвучало после паузы в 40 лет.

    Но у Игоря Стравинского есть и еще одно посвящение Дебюсси - музыка к двум стихотворениям Поля Верлена, которая прозвучала следом. Молодой Стравинский сочинял музыку на русский перевод, сделанный его другом Степаном Митусовым. Первым исполнителем этого опуса стал брат композитора - известный бас Гурий Стравинский. Поэзия любви и колыбельная смерти оказались неожиданно аскетичны в интерпретации баритона Дмитрия Чеблыкова.

    Ключевым моментом стартового сезона "Всего Стравинского" стала мировая премьера арии Шакловитого "Спит стрелецкое гнездо…" в эффектном исполнении Дмитрия Чеблыкова и Заключительного хора из оперы "Хованщина" Мусоргского в оркестровке Стравинского, восстановленной Ярославом Тимофеевым по авторским черновикам, что были и найдены в процессе научных изысканий в Базеле, где хранится архив композитора. Продолжение следует…

    Поделиться