Фермер Владимир Голичков держит пасеку в небольшой деревне Полбино под Егорьевском. За медом к нему приезжают и местные жители, и из других городов области, и даже из Москвы и соседних с Подмосковьем регионов. А все потому, что мед у Голичкова необычный - из борщевика. "Получилось случайно. Купил пчел необычной породы "Карника", а они привычные для средней полосы медоносы, как оказалось, не очень жалуют", - рассказывает фермер.
Пришлось часть земель на окраине фермерского хозяйства засадить фацелией и синяком, которые произрастают в основном в Закарпатье. Однажды Владимир приехал проверить посадки и вдруг обнаружил, что его экзотические пчелки толпами сидят не на фацелии с синяком, а на зонтиках борщевика, расплодившегося на соседнем поле. И мед, стало быть, несут борщевиковый.
Историю распространения ядовитой травы в средней полосе России Голичков отлично знал. Борщевик у нас начали культивировать в середине прошлого века, тогдашние сельскохозяйственные умы планировали заменить им более дорогую и капризную в выращивании кормовую базу для молочного животноводства. И колхозные коровы с удовольствием ели сорняк, правда, молоко после этого стали давать горькое. Из коровьего меню борщевик тут же изъяли, но вывести его с сельхозугодий уже не смогли - эта зараза растет быстро, хорошо и везде.
Зная историю с горьким молоком, Голичков, прежде чем запустить производство нового меда, сдал продукт на ветеринарно-санитарную экспертизу. Она признала, что мед из борщевика экологически чистый, а витамина С и некоторых микроэлементов в нем гораздо больше, чем в привычных нам сортах меда. "Он еще и очень вкусный к тому же, имеет оригинальный терпкий вкус", - утверждает Голичков. Сегодня у него от покупателей отбоя нет.
А бизнесвумен Астхик Григорян из Солнечногорска с удовольствием потчует желающих маринованным борщевиком, который готовит по старинному армянскому рецепту, хранящемуся в ее семье. "В молодых стеблях растения йода содержится в 150 раз больше, чем в морепродуктах", - утверждает она. Главное - собрать борщевик до того, как он выпустит зонтики, потом он в пищу становится непригоден. Такой способ сбора, к слову, еще и отлично регулирует распространение ядовитой травы, так как она не успевает выбросить семена. Астхик Григорян, например, борщевика в шаговой доступности уже не хватает - в районе ближайших трех сел у нее все выкошено и замариновано.
Не так давно девушка зарегистрировала ИП и теперь планирует кормить народ консервами из борщевика уже в промышленных масштабах. А почему нет? В Армении, утверждает Астхик, квашеный борщевик едят испокон веку - и вон по сколько живут. Хлебосольная Григорян освоила еще и варку варенья из сорняка - и оно, говорит, тоже получается вкусным, особенно с добавлением ревеня, лимона или мандаринов.
А на днях зампред областного правительства Георгий Филимонов рассказал, что в Национальном исследовательском Московском государственном строительном университете научились делать из борщевика стройматериалы. К растению, подготовленному особым образом, добавляют модифицированное гипсовое вещество и получают материал с отличными звукопоглощающими характеристиками, из которого можно делать стеновые и потолочные панели, а также комнатные перегородки. "Одним из преимуществ нового материала является его низкая стоимость: при массовом производстве строительная смесь из борщевика будет стоить в разы дешевле традиционных аналогов", - утверждает Филимонов.
По его словам, пробные партии панелей уже изготовлены и с честью выдержали испытания, подтвердив свои недюжинные звукопоглощающие свойства. Есть уже и расчеты: в среднем с одного гектара можно получить 200 тонн зеленой массы, из которой 15%, или 30 тонн, - это сухая часть, пригодная для изготовления стройматериалов. То есть на территории области сейчас произрастает 1,2 миллиона тонн полезной фракции, которая с легкостью позволит удешевить строительство, в том числе и индивидуальное.
Еще одним исследованием в пользу борщевика поделились специалисты Сеченовского университета Минздрава России. Ученые утверждают, что содержащееся в сорняке ядовитое вещество - фуранокумарин - можно использовать при создании лекарства от облысения. Все уже имеющиеся на рынке средства от алопеции созданы на основе ксантотоксина и бергаптена - веществ, содержащихся в растении под названием амми зубная. Они хорошо раздражают "уснувшие" волосяные луковицы, способствуя их оживлению и, соответственно, росту волос.
Вот только амми зубная, к сожалению, в наших широтах не встречается, а произрастает исключительно в средиземноморском климате. Поэтому все лекарственные средства на ее основе в наших аптеках - завозные и дорогие. Но ученые Сеченовки с честью импортозаместились, синтезировав похожие вещества из борщевика, и скоро обещают завалить россиян дешевыми аналогами стимуляторов роста волос.