Важную роль в жизни чукчей играют растения. Казалось бы, из-за сурового климата Арктика не богата флорой. Но главный хранитель музейного центра "Наследие Чукотки" Анна Лебединская утверждает: коренные народы испокон веков заготавливали на зиму различные травы и ягоды, употребляли их в сыром или вареном виде, применяя не только в пищу, но и в качестве лекарств.
- Современные дети очень мало знают о свойствах растений, - сетует специалист. - Им известно, что брусника или голубика - это просто вкусные ягоды. Между тем брусника очень эффективна при воспалительных процессах, обладает бактерицидными и антисептическими свойствами. Отвар из ее листьев помогает при заболеваниях почек, диабете, ревматизме. А ягоды - при туберкулезе. Их сок хорош при повышенном артериальном давлении.
Галина Нотатынагиргина известна на Чукотке как хранительница местных традиций. Выросла она в тундре, на берегу Анадырского залива, в месте под названием Русская Кошка. Такое имя ему дал в середине XVII века землепроходец Семен Дежнев. Причем кошка - это не животное, а коса. Для сравнения, на Чукотке есть и Американская Кошка.
Галина Нотатынагиргина также является членом Региональной общественной организации любителей чукотского языка "Родное слово - Чычеткин вэтгав" и педагогом Дворца детского и юношеского творчества Анадыря.
- Ко мне ходят дети разных национальностей. Я знакомлю их с традиционной культурой в целом, в том числе с кухней коренных народов Чукотки. Это здоровая пища, которая растет прямо под ногами - те же листья, коренья. И мы стараемся детям дать эти знания, - рассказала Галина Нотатынагиргина. - Как известно, в регионе занимаются охотой, рыболовством, оленеводством, а также сбором дикоросов. Поэтому в основу многих традиционных блюд вошли такие продукты, как мясо птицы, оленя, морского зверя, рыба и, конечно же, их жир и внутренности. В качестве пряностей используются травы, растущие на нагорьях.
Галина Ивановна рассказала о блюде, которое считают атрибутом Праздника Солнца. Называется оно кымкым, а для приготовления его чукчи используют мясо, почки, сердце, печень и жир оленя. По словам хранительницы традиций, все эти ингредиенты легко усваиваются желудком.
Член региональной общественной организации любителей чукотского языка "Родное слово", автор русско-чукотских словарей Григорий Ранаврольтын выступил с докладом, который на конференции слушали затаив дыхание. Ведь рассказывал он о каше из манялы - то есть из содержимого желудка оленя. По словам Григория Ивановича, это блюдо очень полезное и калорийное.
Член той же организации Антонина Кергитваль поведала, как чукчи используют кислую кровь оленей.
Оленеводы сохраняют дериваты животных: ноги, губы и хвосты. Состригают шерсть - раньше это делали ножом, но сейчас применяют и ножницы. Затем опаливают на костре и чистят. После заливают холодной водой и оставляют на день-два. Все лишнее всплывает наверх, и воду сливают.
- Дериваты хорошенько чистят: губы режут, а ноги обстукивают молотком, чтобы отделить копытца. Хотя моя мама любила и копытца грызть, наверное, они тоже полезны. Все это кладется в большую кастрюлю. Причем только эмалированную. Туда добавляется кровь оленей, которая хранится еще с зимнего забоя. Блюдо настаивается неделю или две - в зависимости от погоды, - рассказывает Антонина Кергитваль. - Еще в него добавляли печень. Ее можно жарить, а можно есть сырой. Я люблю, когда она не жареная, а просто порезанная - вкуснятина! Некоторые кладут также порезанные на кусочки легкие, а кто-то - почки. Режут в расчете на то, чтобы могли есть и пожилые люди, - мелкими кусками.
Блюдо употребляют в пищу несколько месяцев. Например, когда появляется щавель, добавляют его листья. К середине лета поспевает морошка. К этому времени оленьи губы, ноги и хвосты, как правило, уже съедены, но еще остается кислая кровь. Если ею залить ягоду, то получается, по мнению местных жителей, настоящее объедение.
Антонина Кергитваль поделилась удивительной историей из жизни. В молодости она с мужем покинула Чукотку, уехав учиться "на материк". Оставшись без привычной северной пищи, девушка не могла есть ничего, кроме мороженых яблок, черного хлеба и конфет "Мишка на Севере". Увидев это, супруг увез ее на малую родину. Оказавшись дома, студентка в течение нескольких дней дожидалась своих любимых кислых нерпичьих лапок, которые готовила мама. И с тех пор как отведала их, может есть все.
Конференция получилась весьма представительной, ведь в режиме онлайн ее участниками стали и светила отечественной науки, и видные ученые из зарубежных стран. Итальянский антрополог из города Аритцо Армандо Мажиа, представляющий Этнографический музей сардинской горской культуры, рассказал о социальных функциях самогона на Сардинии. Тема доклада Ярославы Панаковой из Института этнологии и социальной антропологии Словацкой академии наук в Братиславе звучала как "Какая еда мне нравится - кто я? Мультисенсорный подход". Изучающая народы Арктики Джессика Канторович из Чикагского университета, находясь в Гренландии, записала видеодоклад о социолингвистических исследованиях, проведенных на Чукотке. Планировалось выступление хорошо известного в регионе французского филолога Шарля Вентсена, много лет прожившего на Севере. Он должен был рассказать о терминологии питания в чукотском языке, но заболел и не смог принять участие в конференции. Представили свои доклады и российские ученые Института этнологии и антропологии РАН, департамента истории Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств Высшей школы экономики.