Китай имеет реальные рычаги для разрешения украинского кризиса
Профессор Алексей Маслов - о визите спецпредставителя Китая в Россию
iaas.msu.ru
Спецпредставитель правительства КНР по делам Евразийского региона Ли Хуэй 26 мая прибывает в Москву для консультаций по проблематике украинского кризиса. Как заявили на Смоленской площади, с высокопоставленным китайским дипломатом пообщается министр иностранных дел России Сергей Лавров и заместитель главы российского внешнеполитического ведомства Михаил Галузин, который курирует проблематику СНГ.

Ли Хуэй приедет в нашу страну с информацией по итогам проведенных им встреч на Украине, в Польше, Франции, Германии и Бельгии. Пожалуй, на данном этапе главной целью миссии китайского спецпосланника было собрать мнения всех заинтересованных сторон. Понятно, что пока подходы стран к украинскому урегулированию весьма противоречивые. Китай действительно хочет сдвинуть с мертвой точки решение этого кризиса. Но в то же время видно, что целый ряд государств, прежде всего европейских, а также Украина, не заинтересованы хоть в каком-то мирном урегулировании. Их позиция абсолютно не переговорная.

В свою очередь Китай исходит из того, что только отсутствие военного конфликта может дать хоть какой-то позитивный результат. Все остальное будет вести к деградации международных и торговых отношений. Мнение Ли Хуэя здесь очень важно, потому что он единственный, кто действительно сумел собрать самые разные точки зрения и должен выслушать в том числе и позицию России. Мне представляется, что спецпредставитель Китая Ли Хуэй сейчас не будет выдвигать какие-то конкретные предложения. Это всего же не его уровень. В рамках высказанных европейскими странами и Украиной позиций он будет обсуждать подходы России. Москва неоднократно заявляла, что готова к переговорам. Но мы не услышали точно такой же позиции с украинской и европейской сторон. Также Ли Хуэй должен был выяснить еще один важный момент. Насколько Украина вообще самостоятельна в принятии такого рода решений. Потому что пока мы не видим самостоятельности в решении вопроса войны и мира со стороны Киева. Возможно, спецпредставитель КНР понял что-то другое.

Китай, конечно, готов к варианту, при котором его инициатива не сработает и не будет принята, к примеру, европейскими странами. В Пекине прекрасно осознают, что ситуация весьма сложная. Но Китай в любом случае войдет в историю как единственная страна, которая предприняла реальные попытки примирения сторон. Причем это были не декларации, а действительно попытки выяснить позиции всех. Напомню, что были и другие страны, которые выходили с мирными предложениями. Так, в качестве миротворца пробовал выступать президент Франции Эмманюэль Макрон, который все-таки является одной из сторон конфликта. Кроме того, с мирными предложениями выходил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. И самое главное, что ряд африканских стран выступали с некоторыми декларациями на этот счет.

МИД Китая заявлял, что приветствует любые попытки примирить стороны украинского конфликта. Многие пытались выступать посредниками в переговорном процессе и усадить за стол переговоров Украину и Россию. Китай же поступил иначе. В Пекине поняли, что это не конфликт между Украиной и Россией. Это намного более многосторонний конфликт. В связи с этим КНР пытается примирить все позиции, потому что, к примеру, среди европейских стран нет единого подхода к ситуации на Украине. Даже если сравнить подходы Франции и Германии, то очевидно, что они разнятся.

К тому же надо понимать, что Пекин отдельно не разбирал все эти предложения. И вопрос здесь не только в призывах. Пожалуй, Китай - единственная страна, которая имеет реальные рычаги для разрешения украинского кризиса. Например, это выравнивание торгового баланса, готовность участвовать в реконструкции украинских объектов после прекращения конфликта и выступление в качестве инвестора. Вряд ли африканские страны могут предложить то же самое. Кроме того, это готовность КНР расширять свои торговые отношения с Европой. И вряд ли другие страны готовы предложить что-то похожее.

Может показаться, что поездка спецпредставителя Китая в европейские страны не имеет смысла. Все мы знаем, что КНР в последнее время сталкивается с критикой ряда ведущих членов ЕС. На самом деле в турне Ли Хуэя по европейским странам заложен глубокий смысл. Китай, возможно, даже проигрывая в результатах переговоров, выигрывает в имидже. Несмотря ни на что, Пекин продолжает проводить свою линию на мирное урегулирование. И это видят все. Если мы посмотрим на отзывы некоторых азиатских стран, например Сингапура, то увидим, что они например, меняют свою позицию. Сингапурское заявление сводится к тому, что в украинском конфликте не правы все, и Запад тоже. А Китай выступает миротворцем.

Формально это не первая попытка Китая выступить в таком качестве. Пекин и раньше примерял на себя эту роль, но не очень удачно. Так, КНР пыталась примирить страны на Африканском Роге, сыграть позитивную роль в израильско-палестинском конфликте. Но эти попытки были несистемными, не правильно сработаны. Китай, конечно, сыграл свою роль в замирении Ирана и Саудовской Аравии. Но здесь Пекин, скорее, включился в процесс, который шел и без него. Естественно, КНР и дальше будет выступать миротворцем. В Пекине пришли к пониманию, что великая страна - это не только государство с крупной экономикой, а еще и страна, которая может разрешать международные конфликты. Собственно говоря, США долгое время работали следующим образом. Сначала создавали конфликты, а потом их разрешали. Китай постепенно начинает разрешать конфликты, но при этом их не создает. И еще крайне важно понимать, что принципиально важно для КНР - если сейчас Пекин хоть немного сможет сдвинуть с мертвой точки российско-украинскую ситуацию, впоследствии он будет оперировать этим тезисом при обсуждении Тайваня, говоря о том, что переговорами можно добиться многого в отличие от военных действий.

Алексей Маслов
директор Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова
Поделиться