Если же говорить о конкретной ситуации, то, спешу вас обрадовать, - все гораздо хуже. Потому как люди, сведущие в оценке именно биржевых процессов, обращают помимо движения цены внимание еще и на такую мелочь, как объемы торгов. И если просто посмотреть на объемы "ценообразующей" лондонской биржи ICE за весь интересующий нас период ценовых пиков, то они, как бы это сказать помягче, кажутся немного сомнительными. И вполне укладываются в параметры финансовых спекуляций. Наподобие тех, когда осенью прошлого года цена взлетала почти до $3900 за тысячу кубометров. Теперь просто работают на понижение.
Другое дело, как эта причудливая машинерия ценообразования, весьма сомнительная с точки зрения здравого смысла, но на которую предписано ориентироваться покупателям, отражается на ценах реального рынка. Например, на коммунальных платежах в Германии, на неделе, вопреки бирже, потяжелевших еще на 25%, как сообщают мне немецкие знакомые. А также, почему европейские бюрократические структуры предписывают, зачастую через бюджетные гарантии, закупать газ именно на пиках.
Это вопросы вне нашей компетенции. Могу только предположить, что рядом с ребятами, стоящими за Урсулой фон Дер Ляйен, иные наши демонизированные олигархи - просто беспородные щенки.
Не будь этих высокоранговых манипуляторов, биржевые цены на газ, ориентироваться на которые в реальных рыночных решениях уже моветон, просто вернулись бы к своим более или менее разумным параметрам. Но случилась некоторая побочная неприятность - резко упал спрос.
И теплая зима, о которой все дружно говорят, и пресловутая "бережливость" тут имеют далеко не самое большое значение. Потому как главным потребителем энергии в Европе, безусловно, являются отнюдь не частные домохозяйства, а промышленный сектор.
А вот там, судя по статистике Gas Infrastructure Europe, похоже, совсем беда. И вот над этим уже год как чешут затылки начальники энергетических гигантов. Проблема не в том, что Европа гордо откажется от русской энергии. Погода, в том числе политическая, - девушка переменчивая, сегодня тепло, завтра ветрено, а послезавтра - снова зима. Беда в том, что в интересующих нас объемах русскую энергию там просто некому стало покупать. По причине отсутствия химической промышленности, металлургии и тяжелого машиностроения, например. Вот и получается, что газ подешевел, но никто почему-то не налетает. И вот в этом и есть основная причина, - при нашей обыкновенной неповоротливости, - российского энергетического разворота с запада на восток.