Наука уже пообещала, что нынешняя путина станет на редкость удачной: к добыче разрешено 512 тысяч тонн лососей. Уловы обычно сравниваются по четным и нечетным годам - из-за жизненного цикла рыбы. Нынешний прогноз вплотную подошел к уровням 2009-го и 2021 года, когда в сетях оказалось соответственно 542 и 539 тысяч тонн. При хороших подходах могут разрешить дополнительный объем вылова, и тогда - прямая дорога к рекорду.
Основной "урожай" придется, конечно, на Камчатку. Здесь добудут 382 тысячи тонн красной рыбы.
- Наши предприятия, безусловно, готовы взять рекомендованный наукой объем. Показательным был 2018 год, когда мы поймали и переработали почти 500 тысяч тонн тихоокеанских лососей при стартовом прогнозе около 300 тысяч тонн, - говорит председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки Владимир Галицын.
При этом, конечно, компаниям предстоит большая работа. Чего стоит хотя бы необходимость в течение одного-двух месяцев завезти из других регионов 10-15 тысяч вахтовиков и доставить их на побережье в основном авиатранспортом. Это огромные затраты.
Каждая путина - это поиск баланса между стремлением поймать как можно больше и необходимостью пропустить рыбу к нерестилищам. На Камчатке ограничений лова немного. Другое дело - Хабаровский край. В регионе уже пятый год подряд для сохранения популяции закрыт промысел на Амуре летней кеты и горбуши, да к тому же запрещена добыча в Амурском лимане. Если несогласных с первым ограничением практически нет, то закрытие лимана видится рыбакам спорным.
- Мы неоднократно предлагали рассмотреть возможность лова там осенней кеты, - напоминает президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Сергей Рябченко. - Многие предприятия сегодня работают на грани рентабельности.
Другого мнения придерживается президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края Любовь Одзял.
- Закрытие лова - оправданная мера, - говорит она. - На Амуре в 2017 году истребили рыбу, в 2021-м - окончательно уничтожили. В 2025-м осенней кеты можно не ждать...
Но организовать вылов и даже поймать рыбу - полдела. Лосося надо сохранить в товарном виде, переработать и отправить потребителю.
- Мы существенно нарастили и береговые перерабатывающие, и холодильные мощности, - отмечает Владимир Галицын. - Сегодня объем холодильников оценивается примерно в 200 тысяч тонн.
Как ни печально, но большой улов не всегда ведет к снижению стоимости рыбы в магазинах.
- На потребительские цены сильно влияет торговая наценка, логистические издержки, расходы на хранение, курс отечественной валюты по отношению к доллару , - резюмирует президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев.
Так что будет ли в итоге рыба на прилавках дешевле - еще большой вопрос.