Танго зачастую воспринимается лишь как зажигательный аккомпанемент для кружения пар. Однако у Пьяццоллы в нем есть и грусть, и нежность, и философия. Формат концерта не был рассчитан на танцы в партере, но некоторые зрители, греясь, все же рискнули покружиться под "Либертанго". Под музыку - то страстную, то меланхоличную - ожил даже дворец Ольденбургских. Для него придумали световую партитуру: четко попадающую в ритм и достаточно сдержанную, чтобы не отвлекать публику от звучания ансамбля.
Квинтет Пьяццоллы был создан по инициативе его вдовы Лауры, чтобы сохранять наследие композитора. Поначалу в него входили музыканты, игравшие непосредственно с Астором. Затем состав поменялся (в него вошли, в частности, бандонеонист Пабло Майнетти и скрипач из Туркменистана Сердар Гельдымурадов, учившийся в Московской консерватории). Но традицию исполнения здесь стараются оберегать.
Ансамбль существует примерно четверть века, активно гастролирует в Латинской Америке, США, Европе и Азии. В планах постепенно наращивать репертуар, чтобы сыграть всю музыку Пьяццоллы для этого состава исполнителей. Квинтет уже разучил сотню сочинений, записал около 60 - хватило на пять дисков, один из которых в 2019 году получил Latin Grammy как лучший танго-альбом. Всего произведений у композитора было около трех тысяч.
- Астор был очень трудолюбивым. Как бы поздно он ни ложился, в восемь утра всегда был уже за инструментом, - рассказал музыкальный руководитель квинтета флейтист Хулиан Ват, для которого Пьяццолла в свое время написал несколько сочинений. - Он был настойчив, может, чуточку нагловат, но это помогало ему достичь цели - донести до всех свою музыку. Неслучайно за рубежом его признали раньше, чем на родине. Астор жил в США и Европе, впитывал особенности разных стилей, скажем, привнес в танго элементы джаза. Для своего времени его музыка была революционной и сложной, она не очень подходила именно для танца. А сейчас танцоры ее используют.
Некоторые члены ансамбля с детства ходили на концерты с участием Пьяццоллы. Для них его музыка такая же часть жизни, как танго, а танго для аргентинца - родной язык. В его звучании ключевую роль играет бандонеон - вид ручной гармоники, сконструированный в Германии и завезенный в Латинскую Америку в конце XIX века.
- Сегодня он ассоциируется с танго так же прочно, как саксофон с джазом. Но изначально бандонеон использовали в качестве замены органа для служб в католических храмах. Инструмент развивался параллельно с танго, и со временем они стали неразлучны, - пояснил Пабло Майнетти.