С февраля-марта 2023 года переработчики молока снизили закупочные цены на сырое молоко на 15-20% - с 35 рублей до 28 рублей за кг и ниже, указывается в письме на имя главы ФАС Максима Шаскольского (есть у "РГ"). Причина - падение спроса на молочную продукцию. Повышенные темпы роста инфляции в 2022 году (11,9%) и снижение реальных доходов населения (минус 1%) привели к тому, что потребители переориентировались на более дешевые продукты.
С другой стороны, слабый внутренний и внешний спрос, а также превышение в 2022 году плановых объемов поставок в рамках Союзного государства (из Беларуси) стали причиной роста складских запасов. В ключевых категориях молочной продукции они увеличились на 38% (0,4 млн тонн в молочном эквиваленте), в основном за счет увеличения запасов сливочного масла, сухого обезжиренного молока и сыров.
При этом, по данным Росстата, в прошлом году производство молока составило 32,98 млн тонн (на 2% больше, чем в 2021 году). И рост производства продолжается в этом году. За 2017-2022 годы было введено в строй и модернизировано более 1,2 тыс. объектов в молочном скотоводстве.
"Стимулированию потребления молочных продуктов и росту спроса во многом препятствует ценовая политика торговых сетей, устанавливающих входные пороги цен, при сохранении наценок 40-70% и выше, а по высокомаржинальным видам продукции до 100-150%, в результате чего цена на сырое молоко падает, а цена для потребителя растет", - говорится в письме. Проверить ценообразование стоит у аграриев, переработчиков и в торговых сетях, считают депутаты.
В ФАС "РГ" сообщили, что запрос поступил в службу - по нему проводится работа.
Как заявил "РГ" председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев, средние наценки на базовые молочные товары не превышают 10%, а розничные цены по ряду продуктов растут медленнее закупочных. Например, за январь-апрель 2023 года по отношению к тому же периоду 2022 года на пастеризованное молоко розничная цена выросла на 3 рубля, при этом закупочная (по которой предприятие продает продукцию торговой сети) - на 5 рублей, сливочное масло подешевело на 1 рубль при росте закупочной цены на 3 рубля, стоимость сметаны выросла на 3 рубля, а цена поставки в сети на 6 рублей. Проще говоря, молокозаводы повышают для торговых сетей цены больше, чем они транслируют на полку.
Цены на готовую молочную продукцию должны вот-вот снизиться в розничных сетях. Сейчас этот процесс постепенно идет, рассказал "РГ" генеральный директор "Союзмолока" Артем Белов. Корректировка цен на сырое молоко должна привести к снижению по всей цепочке - в переработке и на полке. Это будет способствовать оживлению спроса.