Это сильнейший яд, который нельзя применять ни при каких обстоятельствах в сфере производства продовольствия. Его, например, используют в химпроме при изготовлении красок, растворителей. Основная часть уходит на экспорт, тем не менее 30% остается на внутригосударственные нужды.
Что касается трагедии с десятками отравившихся насмерть, то следственные органы должны разобраться. Думаю, что здесь либо технологическое нарушение, либо умышленное применение. И здесь надо понять, в чем был мотив: либо это какая-то провокация со стороны конкурентов, либо спланированная диверсия.
Мы предполагали, что есть отдельные категории горе-предпринимателей, но использование метанола не для технических нужд - чудовищное преступление, то есть люди сознательно идут на производство продуктов питания, алкоголя, зная о том, что это приведет к летальному исходу. Ведь всего 30 грамм метилового спирта достаточно для того, чтобы получить смертельное отравление.
После массовых смертей от применения метанола при производстве алкогольной продукции в 2021 году председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко дала поручение комиссии по борьбе с контрафактом. Мы подготовили три пакета предложений.
Первый связан с ужесточением Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Ранее никакой меры ответственности в УК за использование в пищевых продуктах метанола не предусматривалось. Мы предложили давать 15-летний тюремный срок, если это не единичный случай, а в результате действий группы лиц, за серийное производство и незаконное использование метанола в производстве напитков и еды. Министерство юстиции нас ограничило 10 годами. Тем не менее, такая поправка была принята, в мае она вступила в силу. Мы законодательно усилили норму ответственности за преступное изготовление суррогата.
Второй пакет предложений связан с тем, чтобы правительство как можно скорее определило в своей структуре уполномоченный орган, который регламентирует и администрирует производство и оборот метанола, а также отвечает за разработку нормативно-правовых актов, контроль за лицензированием. На мой взгляд, за все это должен отвечать Минпромторг, который курирует предприятия, производящие 4,5 миллиона тонн метанола в год.
Наше третье предложение - вывести из-под моратория проверки предприятий, которые занимаются продовольствием и производством напитков, то есть все, что связано с пищевым потреблением. Эта сфера должна быть под жестким контролем Роспотребнадзора, торговых инспекций и всех организаций, которые на муниципальном, региональном, федеральном уровнях должны заниматься контролем. К сожалению, на сегодняшний день десятки тысяч маленьких и крупных предприятий оказались не под контролем. Даже бутилированную воду, которая поступает в детские учреждения, не всегда можно назвать проверенной.
Отдельная тема - "наливайки". В некоторых регионах образовалась вольница, когда на первых этажах жилых домом без ограничений размещаются торговые сети или точки общественного питания. Считаю, что надо ограничить возможность выделения лицензий на право торговли для таких магазинчиков разливного алкоголя. Все это входит в компетенцию органов местного самоуправления, но надо, конечно, обязательно учитывать и мнение жителей.