Швейцарец прилетел в Россию, несмотря на все сложности. И этот поступок, конечно, дорогого стоит. А еще недавно профессор Хёсли, больше ста раз бывавший в Сибири, устраивал на севере практику для своих студентов из Федеральной политехнической школы Лозанны и Института глобальных исследований Женевского университета. Проводилась она в рамках программы Geneva Global. Почему Хёсли возил студентов в Арктику? И возможны ли такие поездки сейчас?
- Когда я стал профессором в Политехнической школе, ректор попросил подготовить будущих инженеров для работы за рубежом, - рассказал Эрик Хёсли. - Когда молодые специалисты выпускаются, у них есть ощущение, что они все знают. Но техника - это одно, а чтобы потом работать в других странах, нужно уметь адаптироваться. Мы создали проект, чтобы наши студенты могли изучать глобальные проблемы вместе со студентами из других университетов. Эта программа началась еще до пандемии. Мы работали вместе с вузами Архангельска, Тюмени, Арктическим и антарктическим институтом Санкт-Петербурга. Работали на Новой Земле, на Ямале, в дельте Лены - над климатическими и историческими проблемами. Идея в том, что мы берем какую-то мировую проблему - выясняем, как вы на нее смотрите и как мы на нее смотрим, и находим общее решение.
В 2019 году Эрик Хёсли руководил международной полевой исследовательской школой на Ямале. Десять человек из Швейцарии и шестеро из Томского госуниверситета. Работали там, где когда-то шла ГУЛАГовская "стройка 501" - проект сталинской Трансполярной железной дороги. Студенты изучали особенности строительства на вечной мерзлоте, объекты и артефакты, создавали 3D-модель лагеря...
К сожалению, сегодня вести такую работу очень трудно. Как говорится, на паузе. Что подобные программы закрываются, можно только сожалеть. И надеяться: когда-нибудь они снова станут возможны.