15.06.2023 18:08
    Поделиться

    Как предлагается регулировать работу и доходы блогеров

    Во Франции принят закон о регулировании доходов блогеров. Им запрещено рекламировать косметические операции, сайты онлайн-ставок на спорт и финансовые продукты. В России нет отдельного законодательства, регулирующего работу блогеров, но все чаще звучат призывы его создать.
    Блогеры уверены, что их уникальный контент должен быть защищен законом об авторском праве.
    Блогеры уверены, что их уникальный контент должен быть защищен законом об авторском праве. / Getty Images

    Поддерживает практику зарубежных коллег председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. "Это вопрос дискуссионный", - отмечает он. Не стоит детально копировать французский закон, но стоит обсудить и прописать товары и услуги, которые нельзя рекламировать блогерам. Среди возможных тем, которые стоило бы запретить освещать блогерам в своих рекламных постах, он называет лекарства и медуслуги. И, возможно, четче определить правила нативной рекламы, чтобы подписчики сразу понимали, идет ли речь о личном опыте блогера или о рекламной публикации.

    Российские блогеры в своей работе должны руководствоваться, прежде всего, российским законодательством о СМИ и налогах, считает директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец. "Вопрос сейчас остро стоит не в создании новых законов, а в более плотном наблюдении за блогерами", - говорит он. Когда блогеров было несколько человек на всю страну, в этом не было необходимости. Сейчас же, когда речь идет о сотнях людей, которые зарабатывают большие деньги, пришло время заняться этим более плотно.

    С тем, что главная задача в правоприменении действующих законов согласен и Нилов. Он сравнивает сегодняшнюю блогосферу с "барахолками" 1990-х, когда многие люди работали в "тени". Сейчас схожий процесс легализации затронул блогеров.

    Основные претензии налоговиков к блогерам - в дроблении бизнеса для снижения налоговой нагрузки. Налог на профессиональный доход можно платить, только пока сумма дохода нарастающим итогом в течение года не превысит 2,4 млн руб. А платить 6% на упрощенной системе налогообложения (УСН) - до достижения лимита в 188,55 млн руб. Но многие блогеры вместо перехода на другой налоговый режим предпочитали "подключать" к бизнесу друзей и родственников и регистрировать новые юрлица. И начало "чистки" блогосферы от таких "дроблений" было предсказуемо, так как через нее проходили другие сферы деятельности в России.

    В то же время рост числа самозанятых, среди которых много людей, работающих в интернете, говорит о том, что в целом люди готовы к выходу из "тени". Но в работе блогеров еще остаются неурегулированные моменты. Социальные сети активно ведут и зарабатывают на них, несовершеннолетние. Но зарегистрироваться и платить налоги от своего имени они не могут, напоминает Нилов.

    Также среди неурегулированных моментов - вопрос налогообложения рекламы у блогеров. Многие из них ссылаются на отсутствие подобных услуг в перечне Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). В то же время именно доход от рекламы составляет основной доход блогеров. Возможно, эта лазейка будет закрыта уже в скором времени. Соответствующий законопроект разработан депутатами и сенаторами и отправлен на рассмотрение в минцифры.

    В "Совете блогеров" пояснили, что предлагается ввести ОКВЭД для лидеров мнений и дополнить пунктом "Деятельность в сфере информирования и влияния на мнение аудитории в социальных сетях и создания пользовательского контента".

    "На сегодня блогеры подпадают под общее законодательство как и все пользователи соцсетей. Однако специфика деятельности законопослушного блогера все же не выделена в отдельное направление, в связи с этим мы предложили предусмотреть полноценный вид деятельности", - рассказывает юрист, основатель "Совета блогеров" Валерия Рытвина.

    Она отмечает, что необходимо дать право тем блогерам, которые этого хотят, получить статус СМИ. Направленный в минцифры документ предусматривает добровольную регистрацию блогеров в качестве СМИ при посещении страницы 5000 уникальных пользователей в день. Это распространит на блогеров правила противодействия распространению "противоправной информации", так как сообщение в блоге перестанет считаться мнением.

    Подростки зарабатывают в интернете большие деньги, но не могут зарегистрироваться и платить налоги от своего имени

    Блогеры также выступают за корректировку законодательства об авторском праве, так как часто сталкиваются с кражей контента. "На данный момент законом не охраняются посты в соцсетях, информационные продукты экспертов (курсы, марафоны, гайды), содержание сайтов и лендингов, - поясняет Рытвина. - В итоге мы постоянно наблюдаем бессовестную конкуренцию и кражу оригинального контента". Она поясняет, что все перечисленные объекты являются результатом интеллектуального труда и должны быть защищены наравне с песнями, романами или фильмами. Для этого нужно дополнить статью Гражданского кодекса "Объекты авторских прав" перечнем таких объектов.

    В высоком качестве контента блогеров уверены далеко не все. Основные претензии к всевозможным курсам и марафонам. "Подобные "специалисты" зачастую учат астрологии, хиромантии, народной медицине, гомеопатии, методам быстрого заработка, супердоходному бизнесу", - заявил депутат Госдумы Виталий Милонов. Он обратился к министру науки и высшего образования России Валерию Фалькову и предложил ввести процедуру обязательной аккредитации лекторов в любом научном центре, вузе или НИИ.

    Поделиться