Петербуржцев и гостей Северной Пальмиры ждет насыщенная разнообразная панорама сочинений Стравинского - оперы, балеты, камерно-вокальная и симфонические программы будут широко представлены как на разных сценах Мариинского театра, так и на родине композитора в Ораниенбауме (нынешнее название муниципального образования - Ломоносов). Правда, концерт и место его проведения пока остается в тайне.
Известно, что в одном из залов Краеведческого музея Ораниенбаума открыта выставка с экспонатами, посвященными раннему периоду жизни гениального земляка. Летом 1882-го года отец будущего композитора, оперный бас, солист Мариинского театра Федор Игнатьевич Стравинский привез семью специально в эти места: прекрасный воздух и сама обстановка были весьма полезны супруге именитого артиста. "1882-го года, 5-го (17) июня, в 12 часов дня, в Ораниенбауме, по Швейцарской улице, на даче Худынцевой № 137 родился сын Игорь" - эта запись в красной рамке сделана Федором Стравинским в знаменитых приходно-расходных книгах, которые стали настоящей летописью семьи и неисчерпаемым источником сведений для сегодняшних историков и исследователей творчества Игоря Стравинского.
Всего в программу фестиваля включено 11 событий, охватывающих разные периоды и направления творческой деятельности композитора.
В полдень на Новой сцене Мариинки прозвучала ранняя опера "Соловей", созданная по мотивам сказки Ханса Кристиана Андерсена о волшебном Китае. В партии Соловья, диковинной и загадочной чудо-птицы, великолепно выступила сопрано Анна Денисова, покорившая публику феноменальным звуковедением вокальных фраз и артистическим обаянием. В той же программе были представлены балеты в хореографии Леонида Якобсона - миниатюра "Тройка" (шутливая лубочная картинка масленичных гуляний) и "Блестящий дивертисмент" на музыку Михаила Глинки с участием артистов Театра балета им. Л. Якобсона.
В Концертном зале Мариинского театра ретроспективу произведений Игоря Стравинского продолжил Страдивари-ансамбль Мариинского театра под руководством румынского скрипача и концертмейстера Лоренца Настурики-Гершовичи.
Увлечение Стравинского французским неоклассицизмом в конце 1920-х годов, в частности, придворным балетом Людовика XIV, привело к созданию "белого балета" "Аполлон Мусагет", как его справедливо называл сам автор, имея в виду строго классический характер и диатоничность музыкального языка. Не менее популярный для струнных Базельский концерт in D появился благодаря инициативе и заказу швейцарского дирижера и мецената Пауля Захера. Квазибарочный кончерто-гроссо с элементами современного музыкального языка необычайно эклектичен и довольно живо и непосредственно был воспринят слушателями, как и завершившая дневную программу сюита из балета "Пульчинелла", овеянная барочными фрагментами музыки Джованни Баттисты Перголези - стилизация старинных неаполитанских танцев самого Перголези и его итальянских современников.
Вечерняя камерно-вокальная программа включала в себя миниатюры Стравинского, созданные им в разные периоды творчества: от русских песен на народные тексты и лирики А. С. Пушкина до модернистских зарисовок на тексты символистских поэтов С. Городецкого, К. Бальмонта и француза П. Верлена. Солистам оперной труппы Мариинского театра: Зинаиде Царенко, Анастасии Калагиной, Наталье Павловой, Климу Тихонову, Дмитрию Григорьеву и Роману Ардту аккомпанировали Григорий Якерсон и Оксана Клевцова. Геворг Григорян и Екатерина Савинкова спели арии из оперы "Похождения повесы".
Кульминацией монографического дня Стравинского стал вечерний концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева на Новой сцене Мариинки.
Ранняя оркестровая фантазия "Фейерверк", пронизанная декоративным музыкальным орнаментом, буйством красок и ритмических формул, предварила прозвучавший затем неоклассический Скрипичный концерт, соч. 1931 года (солист - Павел Милюков). Музыканту оказалось непросто справляться в оковах неприхотливого гергиевского аккомпанемента. Внезапно слетевшая подставка у деки молниеносно заставила Милюкова сменить скрипку и адаптироваться к инструменту концертмейстера оркестра Лоренца Настурики-Гершовичи. Впрочем, в этом произведении скрипач чувствовал себя как рыба в воде, демонстрируя превосходную виртуозную игру и взаимный диалог с Мариинским оркестром.
Венчала программу музыка балета "Весна священная", картины языческой Руси. Эпатажный опус Стравинского, наделавший столько скандального шума в прошлом веке, особенно во время премьеры в парижском театре на Елисейских полях, в нынешнем концертном варианте выглядел весьма скучным и монотонным. Преобладание медленных темпов и сгущенных оркестровых красок не всегда способствовало динамике и экспрессивности должного звучания партитуры композитора. И в этом чувствовалась неторопливость самого Гергиева, дирижирующего оркестром спокойно и уравновешенно.
Фестиваль завершится 25 июня концертным исполнением оперы-оратории Стравинского "Царь Эдип" с участием прославленных солистов: Михаила Петренко, Екатерины Семенчук, Евгения Никитина и Андрея Попова. За дирижерским пультом - Валерий Гергиев.
Валерий Гергиев:
⁃ Мы даем старт фестивалю, который не преподносим как какое-то отдельное явление - в рамках нашего большого, огромного фестиваля "Звезды белых ночей" будут исполнены многочисленные произведения Игоря Федоровича: "Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная", "Свадебка". Это все спектакли, поставленные на сцене. Обязательно будут интересно поданные балеты на музыку Стравинского: наряду с "Пульчинеллой" публика увидит балет "Поцелуй феи". Мы хотим исполнять камерные произведения, например, Октет и "Историю солдата" Стравинского, это может вызвать очень большой интерес. Обратите внимание на то, чем может и должен гордиться музыкально-театральный Санкт-Петербург.