Фото с Ваном Клиберном и фантазия Кармен. Дневник 2-го дня Конкурса Чайковского

День начался ярко. Утром прошла жеребьевка у духовиков и к началу прослушиваний полное расписание уже было готово. Прослушивания проходят с часу дня до поздней ночи. На протяжении всего дня участники предстают перед самым строгим судом - зрителей, членов жюри и оргкомитета в лице Валерия Гергиева и Александра Соколова, которые посетили как пианистов, так и скрипачей.
Пресс-служба конкурса

Залы почти полные, аншлаги получает каждый участник, которого с большим удовольствием принимает публика. Среди слушателей не только юные музыканты - будущие лауреаты конкурсов, но и их старшие коллеги, меломаны и ценители искусства. Если повезет, то за соседним креслом можно встретить очень милого пожилого человека, который покажет свое фото с Ваном Клиберном (напомним, победитель I конкурса) и поделится увлекательными историями.

Не обошлось без казусов в виде телефонных звонков, симфонии кашля и внезапных аплодисментов между частями. Но это классика, без которой невозможен ни один концерт.

Забавная ситуация вышла у скрипачки Анны Савкиной, которая ушла со сцены на короткую передышку перед заключительной Блестящей фантазией на темы из оперы Жоржа Бизе "Кармен", соч. 3, no. 3. Ведущий по ошибке уже начал представлять следующего участника, а в зале поднялся шум "А где Кармен?". Конечно же, как и планировалось, участница вновь вышла на сцену, чтобы успокоить зал и порадовать всех колоритными образами из оперы.

Первый тур у всех включает достаточно многообразную и сложную программу, которая позволяет оценить музыканта практически по всем параметрам: здесь техническое мастерство, художественный вкус и стилистическое соответствие. Все начинается со сложных полифонических хитросплетений Баха, затем классицистская соната у пианистов, вальс-скерцо Чайковского у скрипачей, этюды или каприсы, а также сочинения на собственный выбор. Более того, вся программа должна прозвучать цельной, нескучной и контрастной. За почти часовую программу музыканту нужно убедить всех своим творчеством - представить искусство великих, да и не забыть внести собственное слово.

Задача не из легких. Каждый старается как может и запоминается не только блестящей игрой, но и другими акцентами. Кто-то выступает стабильно, четко, ровно, что становится скучно; у кого-то мимика на лице играет лучше рук; а кто-то запомнился экспрессивностью, внутренним стержнем или фальшью - словом, скучать не приходится. А если учитывать, что программа в жестких рамках и, по сути, ребята играют "одно и то же", то разница очень слышна и очевидна.

В перерывах происходит бурное обсуждение прослушанных конкурсантов вплоть до выбора рояля, всем не терпится поделиться впечатлениями и услышать мнение опытных коллег. А в фойе Большого зала можно познакомиться с небольшой выставкой об истории конкурса.

Кстати

Среди участников первого дня уже определились фавориты. Из пианистов запомнился Лю Сяньфей (Китай), Станислав Корчагин (Россия), Алессандро Виллалва (Италия). Из скрипачей выделим Даниила Когана (Россия), Агафию Григорьеву (Россия), Анну Савкину (Россия), Александра Папушева (Россия), Ким Ке Хи (Южная Корея).