20.06.2023 18:18
Поделиться

Зарубежная автогражданка продолжит работать в дружественных странах

"Зеленая карта", которая обеспечивает страховку гражданской ответственности для автомобилей, выезжающих за рубеж, перестает работать для россиян. Но на ее место придет "Синяя карта", которая будет работать в дружественных странах. Список этих стран только формируется.
Автостраховка для машин из недружественных государств может значительно подорожать.
Автостраховка для машин из недружественных государств может значительно подорожать. / Александр Корольков

Итак, с 30 июня российские страховщики не вправе выдавать сертификаты "Зеленая карта" для поездок во все страны, где действует эта система, на основе соглашений, заключенных в рамках этой системы. Такое решение принято Генеральной ассамблеей Совета страховых бюро "Зеленая карта". Приостановление на неопределенный период членства Российского союза автостраховщиков в системе с 30 июня 2023 года принято по санкционным мотивам. В общем, для поездок в Европу на своей машине российским автовладельцам придется покупать страховку тех стран, в которые они въезжают. Сделать это можно будет прямо на границе.

Такое же решение принято в отношении Белорусского бюро по транспортному страхованию, сообщили в РСА. Действие ранее выданных "Зеленых карт" прекратится независимо от срока страхования, указанного в них. Исключение - дружественные страны. Зеркально прекращается действие иностранных "Зеленых карт" в России.

В России для грузовиков и автобусов из Евросоюза территориальный коэффициент по ОСАГО вырастет с 1,7 до 12,5 - практически в семь раз

Страховые случаи, произошедшие как по российским "Зеленым картам" за рубежом, так и по иностранным "Зеленым картам" в России до 29 июня 2023 года включительно, будут урегулированы в стандартном порядке. За исключением стран Евросоюза, Великобритании и Швейцарии, соглашения о признании "Зеленых карт" с которыми не действуют уже с 1 июня 2023 года.

Вместе с тем между РСА и Белорусским бюро по транспортному страхованию было заключено новое соглашение, обеспечивающее непрерывность взаимного трансграничного страхования транспортных средств обеих стран по правилам, аналогичным "Зеленой карте".

Все страховые случаи по ним подлежат урегулированию в стандартном порядке.

Заключены также двусторонние соглашения с бюро Азербайджана и Турции, согласно которым до истечения срока страхования продолжается действие российских "Зеленых карт", срок страхования которых начинается до 1 июля 2023 года. Страховые случаи, произошедшие в период с 30 июня 2023 года до 30 июня 2024 года, и по этим картам будут урегулированы стандартно. Азербайджанские и турецкие "Зеленые карты" равным образом будут действовать на территории России.

Правовые аспекты автострахования эксперты "РГ" разбирают в рубрике "Юрконсультация"

Эти соглашения предусматривают, кроме того, совместную деятельность по формированию новой системы трансграничного страхования автогражданской ответственности под рабочим названием "Синяя карта".

На эти три страны в последние годы приходился основной объем выданных "Зеленых карт" для поездок в страны вне Европейского союза. Дополнительно прорабатываются двусторонние соглашения с бюро иных дружественных стран.

Ранее Центробанк опубликовал для общественного обсуждения проект Указания, в котором утверждаются практически запретительные коэффициенты для иностранных перевозчиков. Для грузовиков и автобусов они вырастают с 1,7, действующих сейчас, до 12,5 - практически в семь раз. При этом для физлиц - владельцев легковых автомобилей из "недружественных" стран коэффициент остается прежним - 1,7. То же касается и автовладельцев из остальных государств независимо от категории транспортного средства.

И тот, и другой проект - ответ на санкционные меры. С 1 июня российских автовладельцев исключили из "Зеленой карты" для Евросоюза, а также Швейцарии и Великобритании. С 30 июня - из всех других стран, входящих в соглашение.

На самом деле, как пояснил президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта Владимир Матягин, после введения санкций грузовики у нас за границу не ездят. Даже в Калининград перевозки осуществляются на пароме. Остаются только Азербайджан, Китай, Монголия.

Но есть еще одна проблема. Дело в том, что полуприцепы также считаются транспортным средством и страхуются отдельно. То есть перевозчик доставил на границу полуприцеп. Сам он за границу выехать не может. А полуприцеп может. Но не перегружать же его? Только в прошлом году в Финляндии для наших полуприцепов стоимость страховки выросла до 360 евро - в десять раз. Но иностранные прицепы также приезжают в Россию. Увеличение выплаты в 12,5 раз вполне логично.

Как пояснили в РСА, по анализу количества страховок сейчас основные потоки идут в Белоруссию, Азербайджан и Турцию. С Беларусью заключен договор. С Азербайджаном и Турцией, пока не заключат новый договор, будет действовать тот же режим "Зеленой карты", который действовал и раньше - до 30 июня 2024 года.

Есть надежда, что в рамках нового соглашения под названием "Синяя карта" такое страхование будет продлено. Также предполагается, что к этому соглашению присоединятся и другие страны.

Кстати

В своем проекте Указания Центробанк также вводит территориальные коэффициенты для новых регионов. А именно: для Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, а также для Запорожской и Херсонской областей. Для этих территорий назначается коэффициент 0,68. Именно на это число надо будет умножать тариф ОСАГО при оформлении страховки.

Как пояснили в РСА, коэффициент в размере 0,68 соответствует уровню риска для небольших территорий. Как правило, убыточность там ниже, соответственно в РСА считают вполне справедливым расчет.

В союзе напомнили, что сейчас идет плановая работа по запуску ОСАГО на территориях, которое в соответствии с законодательством будет запущено в следующем году.