Объединенный спасательно-координационный центр в канадском Галифаксе сообщил, что связь с судном была потеряна примерно в 700 километрах к югу от Сент-Джонса в канадском Ньюфаундленде через 1 час и 45 минут погружения. "Титан" общается в штатном режиме каждые 15 минут, отправляя сигнал базовому судну "Полярный принц", который спускал его на воду. Последнее сообщение было получено, когда субмарина плавала над обломками "Титаника". После этого связь прекратилось, "Титан" несколько раз не вышел на связь. Именно в этот момент на поверхности начался хаос.
В Береговую охрану США был отправлен сигнал бедствия, чье бостонское отделение возглавило операцию по проведению самых глубоководных спасательных мероприятий в истории. По оценке экспертов, "Титан" мог запутаться в обломках "Титаника", а это означает, что он может выбраться на поверхность только с помощью глубоководного аппарата из-за того, что находится на глубине нескольких километров. Руководитель операции адмирал ВМС США Могер признал, что корабль мог застрять в обломках "Титаника", и сказал, что в этом случае спасательная миссия будет "очень сложной". "Мы работаем изо всех сил, привлекая все ресурсы, чтобы попытаться найти подводный аппарат", - добавил он.
Подводная лодка, принадлежащая и управляемая компанией-оператором OceanGate Expeditions, включает команду из пяти человек, в нее в том числе входят генеральный директор Стоктон Раш, французский военный ветеран и глубоководный водолаз Поль-Анри Наргеоле и британский миллиардер Хэмиш Хардинг, сообщает Daily Mail. Люди, судя по фото с веб-сайта оператора, находятся внутри лодки длиною в шесть метров впритык друг к друг в сидячем положении.
Предполагается, что "Полярный принц" покинул Сент-Джонс в Ньюфаундленде в субботу, а субмарина, сделанная из углеродного волокна толщиной 13 сантиметров, закрытая на каждом конце куполом из титана, стартовала около 4 часов утра в воскресенье по восточному времени США. У мини-подлодок класса "Титан" нет возможности ориентироваться под водой. Вместо этого они полагаются на текстовые сообщения с материнского корабля, указывающие им, куда идти. Пропавшая туристическая подводная лодка классифицируется как батискаф, а не как подводная лодка, потому что она не функционирует как автономное судно, а полагается на опорную платформу, в данном случае - на "Полярного принца".
Компания Action Aviation, расположенная в Дубае и занимающаяся продажей и эксплуатацией самолетов, подтвердила, что председатель ее совета директоров, Хэмиш Хардинг, был одним из туристов на борту "Титана". Он написал в социальных сетях о том, что в воскресенье ему предстоит волнующее погружение, и опубликовал фото на фоне атлантических волн. Хардинг известен своей давней любовью к экстремальным путешествиям: в частности, он принимал участие в кругосветном беспересадочном перелете вокруг Земли на самолете в 2019 году над обоими географическими полюсами.
Француз Наргеоле получил всемирное признание как ведущий эксперт, изучающий обстоятельства крушения "Титаника", и, скорее всего, именно он управлял подводным аппаратом во время погружения с четырьмя пассажирами. Наргеоле возглавил несколько экспедиций на "Титаник" и руководил извлечением из него пяти тысяч артефактов, в том числе 20-тонной секции корпуса лайнера. Во вторник 20 июня ирландская газета Irish Sun сообщила о том, что один из пяти членов экспедиции к "Титанику" Рори Голдэн якобы вышел на связь с пропавшего батискафа и написал в соцсетях, что он в порядке. По его словам, члены экспедиции ждут спасателей, связь в аппарате ограничена. На деле оказалось, что Голден участвует в спасательной операции и не находится на борту "Титана".
Daily Mail сообщила о том, что на борту "Титана" находится 48-летний Шахзада Давуд, член правления благотворительной организации Prince's Trust из Великобритании, и его 19-летний сын Сулейман Давуд. Их отчаявшаяся семья, включая жену Шахзады Кристину, англичанку по национальности, и дочь Алину, теперь надеется, что их каким-то образом удастся найти под водой до того, как закончится кислород на борту. Газета называет Давуда одним из самых богатых людей в Пакистане. Шахзада является заместителем председателя Engro Corporation, которая производит удобрения, продукты питания и энергию, а также Dawood Hercules Corporation, которая производит химикаты. Он родился в Пакистане, но переехал в Соединенное Королевство, где изучал право в Букингемском университете. Отец двоих детей также входит в попечительский совет калифорнийского института SETI, который занимается поиском внеземного разума.
Два года назад компания-оператор OceanGate начала организовывать туры к "Титанику" на мини-субмарине по цене 125 тысяч долларов на человека. Стоимость поездки в этом году оценивается в 250 тысяч долларов. Восьмидневное путешествие включает в себя двухчасовое погружение к месту крушения "Титаника" и столько же во время подъема. В общей сложности погружение, экскурсия вокруг обломков и всплытие на поверхность занимают от восьми до десяти часов.
OceanGate, чей веб-сайт сообщает, что клиентам не требуется какой-либо предыдущий опыт дайвинга, но есть "несколько физических требований, таких как возможность садиться на небольшие лодки в активном море", сообщила, что получает помощь от государственных учреждений и глубоководных компаний.
Тем временем Дэвид Поуг, корреспондент телеканала CBS, сообщил, что это не первый случай потери подводного аппарата OceanGate. Поуг прошлым летом участвовал в экспедиции OceanGate, чтобы увидеть "Титаник", вспоминал, что диспетчерская не могла помочь подводному аппарату найти затонувший лайнер в течение примерно трех часов из-за технических проблем. По его словам, в глубоком море трудно ориентироваться, потому что под водой нет GPS или радиосигналов. Подводный аппарат полагается на текстовые указания, отправленные центром управления. "Все эти подводные аппараты были довольно дергаными", - отметил журналист. Он добавил, что такие факторы, как плохая погода и технические проблемы, могут помешать экспедиции. На самом деле, по словам Поуга, суда редко доходят до "Титаника", несмотря на высокую цену билетов OceanGate.
Между тем Алистер Грейг, профессор морской инженерии в университетском колледже Лондона, предупредил о проблемах, с которыми столкнутся спасатели, сообщает Associated Press. "Если бы произошел сбой питания и/или сбой связи, это бы случилось, и тогда субмарина качалась бы на поверхности, ожидая, пока ее найдут", - объяснил Грейг. Однако этого не произошло, и аппарат в силу ряда причин остается на глубине. "Если он опустился на морское дно и не может подняться самостоятельно, вариантов очень мало", - подчеркнул Грейг, добавив, что "Титан" мог столкнуться с обломками "Титаника".
Специалисты по подводным лодкам также опасаются, что единственный способ добраться до "Титана" может включать помощь аппарата с дистанционным управлением. Они могут достигать максимальной глубины 20 000 футов (6 тысяч метров). Бывший сотрудник береговой охраны Джон Миксон сказал Fox News, что это была "чрезвычайно серьезная и ужасная ситуация", добавив: "Трудно сказать, когда вы просто теряете полную связь в такой ситуации, что на самом деле произошло, пока вы не найдете судно". "Это вообще не обычное явление. Очевидно, произошло что-то очень быстрое и очень трагическое", - заявил он.
Запас кислорода на борту судна рассчитан на 96 часов, а это означает, что он закончится в полдень четверга. Если субмарина не повреждена, пять человек на борту столкнутся с уменьшением уровня кислорода, а также с холодом и риском переохлаждения, рассказал CNN Дэвид Галло, старший советник по стратегическим инициативам компании RMS Titanic, которой принадлежат права на эвакуацию обломков с места крушения "Титаника". По его словам, переохлаждение будет представлять собой наибольший риск, "если подлодка все еще находится на дне, потому что в глубоком океане температура чуть выше нуля". Галло уточнил, что даже если подводный аппарат будет обнаружен, то команде будет трудно спасти тех, кто находится на борту. "Вода очень глубокая - две мили с лишним (почти четыре километра). Это как визит на другую планету, это не то, что люди думают. Это темная холодная среда, где есть высокое атмосферное давление", - добавил он.
Отчаявшиеся семьи тех, кто находился на борту - Шахзада Давуда и его сына Сулеймана, Хардинга, Наргеоле и Раша, теперь отчаянно ждут новостей о своих близких.
Между тем
Когда в 1912 году "непотопляемый" "Титаник" затонул в Северной Атлантике, более 1500 человек погибли, а тысячи сокровищ были потеряны в море. В то время на борту находились самые богатые люди мира, в том числе Исидор Штраус, совладелец знаменитого универмага Macy's. Хотя прошло 111 лет, исследователи "Титаника" продолжают находить новые объекты и сегодня - будь то ожерелье из зубов мегалодона или 1200 заварных чайников.