Мы в Финансовом университете при правительстве РФ согласны с выводами специалистов Центробанка. Действительно, активность россиян в части потребления товаров и услуг на подъеме. Она все еще ниже показателей позапрошлого года, но отрыв невелик и продолжает сокращаться. По нашим оценкам, сегодня в физическом выражении, то есть в количестве планируемых покупок товаров различных категорий, в среднем мы отстаем примерно на 5-10%. То есть практически догнали показатели 2021 года, когда экономика России восстанавливалась после эпидемии, и еще не было никаких западных санкций.
Есть основания считать, что потребительская активность будет и далее расти. Во-первых, в конце прошлого и первые 3 месяца нынешнего года она притормозила, несмотря на рост доходов граждан, причем нижняя точка активности пришлась на март. Из-за этого торможения сформировался "навес" неизрасходованного спроса, который со временем неизбежно должен перейти из стадии отложенных покупок в активное потребление товаров и услуг.
Во-вторых, расходование бюджетных средств на различные экстренные нужды неизбежно приводит к повышению зарплат. Безработица уже на уровне около 3%, чего никогда не бывало в России, и она продолжает снижаться. Поклонники советского прошлого ностальгируют по временам, когда в стране не было безработицы. Так вот, теперь можно сказать, что мы полным ходом приближаемся к желанному состоянию, когда невозможно остаться безработным, если у тебя есть руки и ноги, а также голова на плечах.
Очевидным следствием такого положения является конкуренция работодателей за сотрудников, которая, в свою очередь, закономерно приводит к росту заработной платы. Плюс к этому индексации пенсий и пособий, так что в итоге мы имеем рост реального благополучия. Данные Росстата по доходам за апрель-май пока не опубликованы, так что тут приходится опираться на субъективные оценки. Социологические исследования, проведенные по заказу Центробанка, показывают, что в мае доля тех, кому хватает не более, чем на предметы первой необходимости, составила 28% населения, тогда как 2 года назад, в мае 2021 года, таких было 37%, что говорит об эффективности индексаций зарплат и пенсий. И оптимизм в стране бьет рекорды: сегодня у нас в стране пессимистов только 18% против 32% два года назад и 30% в октябре прошлого года.
Очевидно, что массовое изменение настроений в лучшую сторону не может не поспособствовать росту спроса на товары и услуги, а значит, и улучшению дел в экономике. На фоне роста потребительской активности планы добиться роста ВВП на 2% и полностью компенсировать снижение экономики, имевшее место в 2022 году, уже не кажутся несбыточными. И это, безусловно, позитивная новость. У которой, к сожалению, есть негативная сторона: увеличение спроса на товары и услуги будет толкать вверх инфляцию. Пока что мы не видим признаков ускорения роста цен. Население, начиная с января, видит снижение инфляции, и пока изменений в этой тенденции не наступило.
Будем рассчитывать, что поступление на рынок сезонных овощей и фруктов нового урожая будет и дальше удерживать инфляцию на низком уровне. Однако есть обстоятельство, способное разогнать ее к концу нынешнего года. Минфин с осени планирует сократить финансирование так называемого "демпфера", помогающего сдерживать цены на рынке нефтепродуктов, включая сюда автомобильный бензин. Вполне вероятно, эта мера приведет к росту его стоимости, а значит - и удорожанию товаров и услуг. Поэтому правительству надлежит осторожно подходить к финансам топливного рынка, чтобы доходы граждан не были съедены непредвиденным ростом цен.