Жаркая пора

Телефоны в центральной диспетчерской омского водоканала звонят каждую минуту
В "Росводоканал Омск" стартовала летняя ремонтная кампания. И диспетчеры стали принимать больше звонков. Горожане далеко не всегда следят за оповещениями о возможных временных отключениях воды. И обрывают телефоны, как только в кране "пересыхает". К счастью, они тут же получают исчерпывающий ответ.
Диспетчер Насима Акчурина поможет абонентам водоканала решить проблему.
Диспетчер Насима Акчурина поможет абонентам водоканала решить проблему. / Владимир Казионов

В центральную диспетчерскую службу водоканала стекаются заявки со всего города. Поэтому телефон звонит не переставая. Летом - примерно шестьдесят раз в час. Дежурство диспетчера длится сутки. На смену одним приходят другие. Поэтому дозвониться вполне реально и днем, и ночью.

Работает служба без выходных и праздничных дней. Где-то прорвало трубу, где-то вышла из строя колонка, где-то открыт люк. Как только сигнал принят, тут же на место вероятной аварии отправляется бригада мастеров. Диспетчер проконтролирует выполнение работ. Таковы правила.

Труба зовет

Несмотря на тревожные смены, сотрудники омского водоканала своей работой дорожат. Текучки здесь нет. Диспетчер Ольга Попова, например, как и многие ее коллеги, работает на предприятии уже более десяти лет. О выборе беспокойной профессии она нисколько не жалеет.

- Работа диспетчера предполагает прежде всего помощь людям. Обращаются к нам, как правило, в трудную минуту, когда происходят сбои в поставках воды. И когда проблема решена, повреждение устранено, а водопровод исправно работает, невольно испытываешь удовлетворение и радость, - признается Ольга.

Время от времени диспетчерам приходится "держать удар". Аварийные ситуации нередко выводят потребителей из равновесия. Звонящие могут общаться на повышенных тонах, не выбирая выражений. Выслушивать незаслуженные упреки порой бывает очень обидно.

- Но я вхожу в положение человека. Стараюсь успокоить. Узнаю подробности, объясняю алгоритм действия наших служб. В конце концов, понимая, что помощь уже на подходе, абонент успокаивается, сбавляет тон. В конце разговора многие даже извиняются за горячность, благодарят за помощь, - улыбается диспетчер.

Помимо приема звонков, у диспетчера немало других обязанностей. Это и оформление поступающих от потребителей заявок, и оперативная связь с ремонтными бригадами. В рабочем графике - координация подвоза питьевой воды, фиксация входящей и исходящей информации в специальной компьютерной программе.

Сейчас, в сезон активного летнего ремонта, поток звонков такой, что каждая секунда на счету, невозможно отлучиться. Даже обедать приходится на бегу, не расставаясь с телефоном. Одним словом, аварийная служба, улыбается диспетчер.

Самое горячее время у сотрудников - в жару, когда горожанам требуется больше воды, чем обычно. Чтобы подать необходимый объем, надо ускорить транспортировку потока по станциям. И это тоже обязанность диспетчера.

- В целом наше подразделение предназначено для выполнения главной задачи предприятия - организации бесперебойной подачи воды и отведения сточных вод потребителей, - поясняет начальник центральной диспетчерской службы омского водоканала Дмитрий Абрамчиков. - Диспетчеры регулируют параметры работы всех водопроводных и канализационных насосных станций. Контролируют уровень давления водяного столба, уровень наполнения резервуаров чистой воды.

Город на ладони

Конечно, столь интенсивная деятельность требует и особого оснащения. Современное рабочее место диспетчера напоминает центр управления полетами. Все пространство занимают многочисленные компьютеры и мониторы. Самый большой - более двух метров по диа-гонали. На экранах - информация о состоянии всех городских станций, которая обновляется ежечасно. Благодаря автоматизации данные в режиме онлайн могут передавать не только люди, но и оборудование. Даже насос запрограммирован. Если диспетчеру от него придет СМС "Я жив", значит, он исправен и работает нормально.

Обычно в смену дежурят два диспетчера - один следит за параметрами по водоснабжению, а другой - по канализации. Сейчас на большом экране представлена интерактивная карта города, отражающая работу всех канализационных станций, а их в Омске более сотни. Что происходит на каждой, можно видеть в режиме реального времени.

- Передо мной все параметры - уровень воды, напряжение. Если возникает сбой, объект можно увеличить, детально рассмотреть, выяснить, в чем дело, - поясняет диспетчер Насима Акчурина. - В месяц только по засорам в канализации и открытым колодцам мы принимаем около 1200-1300 заявок.

В период масштабных работ в подаче воды могут возникать временные перебои. Фото: Владимир Казионов

Всего в центральной диспетчерской службе омского водоканала трудятся 26 человек. Среди них есть инженеры - разработчики программного обеспечения, которые постоянно внедряют ново-введения, помогающие совершенствовать работу диспетчеров. Люди здесь работают опытные. У большинства операторов стаж порядка двадцати лет.

Любопытно, что в штат включена и водолазная группа, которая обслуживает дюкерные переходы водопровода и канализации через Иртыш и Омь.

Вопросов "не по адресу" тоже хватает. Диспетчеры уже не удивляются, когда им звонят из-за перебоев с горячей водой, с электричеством. Звонят, даже когда сломался кран. Но абоненту здесь никогда не скажут: это не наш вопрос. Просто терпеливо разъяснят, куда человеку обратиться за помощью.

Дела и цифры

В 2023 году бюджет ремонтной кампании омского водоканала (включая подготовку сетей водоснабжения и водоотведения к осенне-зимнему периоду) составит 428 миллионов рублей. Специалисты обновят около девяти километров трубопроводов во всех районах города. Промоют и очистят 295 километров канализационных сетей. Подготовят к холодам водозаборные и очистные сооружения.

В планах коммунального предприятия - отремонтировать более тысячи единиц оборудования. Заменить 169 приборов на сооружениях водоподготовки, очистки сточных вод и насосных станциях. Подготовить к работе в условиях низких температур технику и запорную арматуру.

- Из самых значимых работ, которые мы проведем, - санация водовода №7 в Кировском округе протяженностью 1000 метров. А также напорного коллектора сточных вод от главной насосной станции. Помимо этого, в наших планах - ремонт двух ниток напорного коллектора в поселке Входной протяженностью порядка 600 метров. Водолазы предприятия также обследуют дюкеры, проложенные под руслом Иртыша и Оми. Выполнят чистку и откачку береговых камер дюкерных переходов, - пояснил заместитель генерального директора по производству "Росводоканал Омск" Сергей Голиченко.

Сотрудникам водоканала также предстоит проверить, починить и утеплить все городские водоразборные колонки, проконтролировать работоспособность более трех тысяч пожарных гидрантов.

Отметим, что плановые ремонтные работы специалисты омского водоканала проводят круглый год. Иногда выполнить их без временного отключения потребителей невозможно. Горожан просят с пониманием относиться к таким неудобствам.

Кстати

Новое сооружение для хранения воды емкостью в 1 000 кубометров появилось в поселке Светлый. Вместительный резервуар заменит старый, прослуживший более 30 лет. Общая стоимость проекта - 13 миллионов рублей. В случае отключения холодной воды хранилище обеспечит водой местных жителей и воинскую часть в течение пяти часов. После гидроиспытаний его утеплят и запустят в эксплуатацию.

Контакты

Узнать об отключении воды можно на сайте "Росводоканал Омск" или в официальной группе предприятия "ВКонтакте". Можно обратиться и в управляющую компанию, которая обслуживает ваш дом.

Диспетчерская Омского водоканала:

тел. 8 (3812) 75-16-00 (водопровод),

тел. 8 (3812) 75-04-00 (канализация).

Реклама

АО "ОмскВодоканал"