Международная команда астрономов, используя данные космической обсерватории Spitzer, нашла доказательства широкого присутствия аминокислоты "триптофан" в межзвездном материале.
Исследование опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, а краткий отчет о нем опубликовал ресурс Phys.org. Сообщается, что большие запасы триптофана были обнаружены в молекулярном облаке Персея. Особенно богата этой аминокислотой оказалась звездная система IC348, расположенная на расстоянии 1000 световых лет от Земли. Кстати, это относительно близко по астрономическим меркам.
Ученые использовали возможности космической обсерватории Spitzer, оборудованной инфракрасными приборами. Дело в том, что наблюдаемая область звездообразования обычно невидима невооруженным глазом, но она ярко светится в инфракрасном диапазоне. Анализ инфракрасного света и позволил обнаружить 20 эмиссионных линий молекулы триптофана. Исследование предполагает, что эмиссионные линии, связанные с триптофаном, могут также присутствовать в других областях звездообразования. Также появилось предположение о том, что их присутствие характерно для газа и пыли, из которых формируются звезды и планеты.
Открытие удивительно еще и потому, что триптофан стал известен человеку относительно недавно. Впервые его в 1890 году выделил из пищеварительного фермента трипсина немецкий химик Рихард Ноймайстер, которому принадлежит и авторство названия данной аминокислоты. Триптофан является одной из 20 аминокислот, необходимых для образования ключевых белков для жизни на Земле. Он входит в состав белков всех известных живых организмов.
Авторы исследования отмечают, что аминокислоты обычно встречаются в метеоритах. Известно, что они присутствовали в нашей Солнечной системе в начале процесса ее формирования. Поэтому новая работа предполагает, что аминокислоты, играющие ключевую роль в развитии жизни, могут образовываться естественным образом в тех космических областях, где формируются звезды и планетарные системы. Это означает, что они могут способствовать формированию химического состава юных планет, по сути, закладывая базис для потенциального появления жизни.