Соната для телефона и бронхиального ансамбля: дневник 4-го дня конкурса Чайковского

Каково же волнительно выступать на столь ответственном конкурсе? Волнение берет верх и у опытных артистов, и у тех, для которых, казалось бы, залы консерватории уже стали родными, а акустика стала привычной.

Конкурсантам сложно побороть волнение, в итоге от самых ярких артистов получаем хорошее выступление. Не блистательное, не восхитительное, не гениальное, а просто хорошее. Никаких культурных революций пока не произошло. У многих артистов не было целиком идеальной программы. "Бах хорош, а вот соната скучная, этюды не по тем клавишам, но в пьесах неплохо звучит, даже рояль поет" - или все наоборот. Подобное описание можно отнести ко многим конкурсантам. Но моими личными открытиями сегодня стали Александр Ключко (фортепиано, Россия) и Константин Хачикян (фортепиано, Россия). Хотя по большому счету, это все субъективно, а последнее слово остается за мэтрами.

Чаще стали расстраивать ошибки и огрехи в исполнениях. А больше всего огорчает то, что это ни в коем случае не делает артиста хуже остальных. Ну, во-первых, это волнение, о котором писали выше, во-вторых конкурс - это, скорее, состязание на выносливость. Чтобы выдержать программу, сложность которой выходит за все рамки человеческих возможностей (именно так) - нужна огромная выдержка, физическая сила и героизм. К тому же, стоит учитывать удачу. Каким бы спокойным и подготовленным ни был артист, равнодушная и суровая фортуна сама выберет кому улыбнутся, а кому нет. Ну или "звезды не сошлись" выступить достойно сегодня и сейчас без помарок.

Публика не перестает удивлять. И если к кашлю у многих более-менее уже выработался иммунитет, то к телефонам - нет. Есть свойство у них зазвонить в самый неподходящий момент. А сегодня гаджеты словно настойчиво пытались исполнить свою сонату, они сопровождали буквально каждого исполнителя, а иногда и каждое сочинение. Завершается созерцательная вторая медленная часть Сонаты №7 Людвига ван Бетховена в ре-миноре, пианист постепенно переходит в мажорный лад следующей третьей части, как внезапно зазвонил телефон в том же Ре-мажоре. Когда-нибудь пройдет в мире концерт академической музыки, на котором не прозвучит ни один звонок, я верю, сбудется мечта.

А вечером подвела техника - в Москве прервалась трансляция.

Порадовала отзывчивость организаторов конкурса и слаженность их работы. Активно выпускаются влоги, по просьбам зрителей буклет сделали электронным, все фотографии выставляются на сайте, а у пианистов обновили расписание с выбором инструмента. А в Петербурге во дворе капеллы расположилась фан-зона канала "Конкурс LIVE", который работает круглосуточно.

Буквально через час будут известны результаты первого тура, но пока фавориты дня: из пианистов мы выделим Александра Ключко (Россия) за очень тонкую игру, Коки Куроива (Япония) за изящное исполнение этюдов; Константина Хачикяна (Россия) - единственного, кто осмелился взять Моцарта и безупречно его исполнить, а также за невероятно пластичный звук в остальных сочинениях.

Из скрипачей: Леонид Железный (Россия) - невероятно вдумчивое и темброво насыщенное "Размышление" Чайковского; Равиль Ислямов (Россия) всем запомнился яркой Концертной фантазией на темы из оперы "Порги и Бесс" Гершвина.

Посмотрим, оправдались ли наши ожидания или нет, ждем результатов!

Хочу оговориться, что выбор идет между теми исполнителями, которых я успеваю послушать. Возможно вне моего взгляда остались жемчужины, с которыми мне предстоит познакомиться во II-туре и финале.