22.06.2023 19:29
    Поделиться

    Роботакси и беспилотные фуры начинают делить дороги

    В России появились экспериментальные беспилотные такси и грузовики. Но эксперты считают, что рентабельными окажутся только грузовые перевозки. Причем и те и другие еще долго смогут ездить лишь в ограниченном пространстве.

    В июне этого года компания "Яндекс" в экспериментально-правовом режиме уже запустила беспилотное такси на юго-западе Москвы. Подобные разработки есть у "Ситимобил" и Сбера.

    Управляемые искусственным интеллектом машины от "Яндекс" пока развозят не всех, а только тех, кто ранее оставлял заявку на сайте эксперимента. И берут на борт такие машины только по одному совершеннолетнему пассажиру. При этом стоимость услуги весьма демократична - любая поездка стоит 100 рублей. Но массовый запуск беспилотного такси в России пока под вопросом, считают эксперты.

    Пока любая поездка на беспилотном такси в Москве стоит всего 100 рублей

    По словам руководителя Центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислава Швагеруса, исследования в области беспилотного такси, длящиеся на протяжении последних десяти лет, говорят о невыгодности идеи. "Чтобы закрыть спрос на услуги такси в таком крупном мегаполисе, как Москва, необходимо заменить имеющийся автопарк минимум 70-80 тысячами беспилотных легковых такси. На это придется потратить внушительную сумму, не факт, что вложение окупится", - говорит он. Себестоимость работы водителя довольно низкая. А в случае запуска беспилотников все машины будут принадлежать, скорее всего, IT-компании. Появятся дополнительные траты на специалистов, которые будут обслуживать беспилотники.

    Впрочем, беспилотники в итоге могут потеснить обычное такси, так как таксопаркам будет сложно конкурировать с IT-гигантами, считает руководитель рабочей группы ОНФ "Защита прав автомобилистов" Петр Шкуматов. По его словам, за рынок будущего в России также будет бороться SberAutoTech - дочерняя организация Сбера, которая разрабатывает собственные технологии беспилотного движения. В будущем наиболее вероятны варианты сотрудничества таксопарков с IT-компаниями, считает Шкуматов.

    Однако все равно рассчитывать на скорый массовый запуск роботакси пока рано. "Беспилотные пассажироперевозки сейчас полноценно функционируют только в двух странах - США и Китае, и только на ограниченных территориях. Для функционирования роботакси в России на таком же уровне должно пройти еще минимум год-полтора", - отмечает Шкуматов. По мнению Швагеруса, в России роботакси будет полноценно функционировать на таких закрытых территориях, как, например, Сколково и ВДНХ для Москвы.

    А вот грузовые беспилотники, по мнению экспертов, обладают гораздо большей по сравнению с роботакси экономической целесообразностью. Беспилотные грузовики, в отличие от роботакси, работают в связке с дорожной инфраструктурой, что минимизирует количество расчетов, производимых самим беспилотником. Благодаря этому стоимость автомобиля снижается, можно перевозить большое количество грузов по заданному маршруту и сэкономить на зарплате водителей-дальнобойщиков. С 14 июня в рамках программы экспериментального правового режима на трассе М-11 "Нева" были запущены первые беспилотные грузовики "КАМАЗ". В проекте принимают участие крупнейшие перевозчики страны, такие как ПЭК, Globaltruck и "Газпромнефть-снабжение". Ранее председатель правления госкомпании "Автодор" Вячеслав Петушенко рассказывал, что трассу М-11 изначально строили с инфраструктурой "умной дороги" - с автоматизированной системой управления дорожным движением (АСУДД). Петушенко также отметил, что в будущем запуск беспилотных грузовых автомобилей планируется осуществить на строящейся сейчас федеральной трассе М-12 Москва - Казань, после ввода магистрали в эксплуатацию.

    Переход на беспилотные грузовые перевозки также осуществляют и частные компании. Так, 15 июня грузовое такси "Грузовичкоф" и компания Evocargo, предоставляющая сервис на базе электрических автономных платформ собственного производства, подписали соглашение о сотрудничестве в области применения автономного транспорта для логистики. Партнеры планируют развивать сферу применения автономных электрических грузовиков для бесперебойных и безаварийных перевозок. Компания Evocargo предлагает экономически эффективную логистическую услугу по сервисной модели с применением автономного транспорта собственного производства, которая позволяет снизить расходы на содержание парка до 37%.

    Поделиться