Самым интересным является то, как во II туре меняются мнения слушателей - от счастливого убеждения в точности своего выбора любимчиков до полного разочарования в них во втором туре.
Программа во втором туре более свободная. Обязательным условием являются лишь имена композиторов, а сочинение можно выбрать почти любое. У пианистов должны быть произведения русских композиторов, при этом список авторов очень широкий - от Балакирева до Щедрина.
У скрипачей чуть построже, есть конкретизированное описание каждого сочинения - соната, виртуозная пьеса, на выбор сочинение из Крейслера, Чайковского или Рахманинова и произведение на выбор исполнителя. Подобные требования у виолончелистов - соната, виртуозная пьеса и сочинения на выбор. Несмотря на рамки, часовое выступление - это огромное поле для размышления, где смогут развернуться даже самые капризные исполнители. Поэтому почти никаких повторений в программе не было - каждое выступление стало уникальным. Единственная и, пожалуй, самая сложная задача участника - выбрать из всего музыкального многообразия выигрышные для себя сочинения, распределить их грамотно по порядку и удачно выступить.
По программе можно определить стиль исполнителя, предпочтения, художественный вкус, преимущества, сильные и слабые стороны (последнее меньше, конечно). Одни музыканты больше сильны в незыблемом золотом стандарте, а кто-то любит искать диковинное украшение. Оба пути нелегки - в первом случае музыкант сталкивается с высоким требованием к исполнению и опасностью сверхъяркой интерпретации из-за того, что сочинение у всех "на слуху".
Во втором случае, диковинку надо достойно преподнести, да так, чтобы и свои преимущества показать. Сегодня такими открытиями стали сочинения Альберто Хинастера, Федерико Момпоу, Евгения Светланова, Карла Вайна и обработка Алексиса Вайнберга.
У струнников обязательное произведение второго тура - соната. Здесь как нигде на первый план выходит скорее не сам солист, а его ансамблевое мастерство в тандеме с концертмейстером. Низкий поклон пианистам, которые дают возможность всем пяти специальностям (кроме пианистов, конечно) выступать на двух турах, в учебной и концертной практике в целом (большая часть сочинений исполняется с концертмейстером). Но если, допустим, в виртуозных пьесах роль аккомпаниатора поддерживать солиста, то в сонате пианист - герой наравне с ним. Это музыкальный диалог, творческое состязание, где можно оценить умение обоих слушать и помогать друг другу - навык, столь важный не только для музыки, но и в окружающей жизни.
В конце дня пришли вести из Санкт-Петербурга, где подвели итоги первого тура у вокалистов. В этом году вместо заявленных 60 участвовали 65 вокалистов. Из них во второй прошли 25 артистов.
Фавориты дня: из пианистов выделим Мао Сюаньи (Китай), Илью Папояна (Россия), Сергея Давидченко (Россия), Алессандро Виллалва (Италия). Из скрипачей - Даниила Когана (Россия), Александра Папушева (Россия), Ли Хао (Китай), Михаила Усова (Россия).
С каждым днем выбирать фаворитов становится тяжелее, уровень артистов невероятно высокий, но оттого и интереснее.