26.06.2023 19:28
Поделиться

Верховный суд: вернуть машину дилеру можно, даже если у нее недостатки, которые не влияют на безопасность движения

Автовладелец может вернуть машину дилеру, если у нее выявлены дефекты. Причем даже в том случае, если эти дефекты не влияют ни на возможность управления автомобилем, ни на его безопасность на дороге. К такому выводу пришел Верховный суд, рассматривая очень спорное дело одного автомобилиста.
Массовый обзор машины не поможет выявить всех дефектов. После которых от авто можно отказаться.
Массовый обзор машины не поможет выявить всех дефектов. После которых от авто можно отказаться. / Сергей Куксин

Итак, некто Тараев купил у дилера LADA Vesta SW Cross. На автомобиль был установлен гарантийный срок 36 месяцев с момента передачи первому владельцу или 100 000 км пробега. Но вот беда: проблемы начались буквально сразу. В один прекрасный момент разорвалась обшивка водительского сиденья.

Автосалон честным образом выполнил работы. По гарантии поменял обшивку. Но проблема возникла снова. И снова это была обшивка, которая порвалась на водительском сиденье.

Согласно подсчету дилера, стоимость ремонта составляла около 3 тысяч рублей. По нашим временам и ценам - копейки. Но автовладельцу не понравилось, что проблема проявляется снова и снова, на том же месте. По этой причине он и предложил дилеру поменять эту машину на другую.

Однако дилер решил, что такое требование - излишнее. Поскольку стоимость ремонта невысокая. Кроме того, сама неисправность не влияет на безопасность транспортного средства. Машина заводится? Заводится. Двигается? Двигается. Прорванная обшивка грозит чем-либо водителю? Абсолютно ничем.

Суды нижних инстанций приняли ту же позицию. По инициативе дилера была проведена экспертиза, согласно которой сиденье водителя имеет "растрескивание отделочного материала горизонтальной подушки в левой части детали, время устранения недостатка составляет 0,6 нормо-часа, стоимость восстановительного ремонта - 2844 рубля 87 копеек". Растрескивание подушки сиденья не влияет на безопасность эксплуатации автомобиля и не препятствует использованию по его прямому назначению.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о замене товара и возмещении убытков, а также о взыскании неустойки, суд первой инстанции исходил из того, что, хотя и заявленный недостаток в виде нарушения целостности покрытия обшивки водительского сиденья имеет место и проявился вновь после его устранения, он не является существенным и неустранимым, не влечет невозможность и недопустимость использования приобретенного истцом товара.

Однако Верховный суд посчитал иначе*. По его мнению, установление наличия в товаре недостатка, повторно проявившегося в период гарантийного срока после проведения мероприятий по его устранению, - достаточный повод для возврата товара.

Повторное проявление какого-либо недостатка в течение гарантийного срока - достаточный повод возвратить автомобиль продавшей его фирме

Дело в том, что в законе о защите прав потребителей прописано все очень четко. Наличие в технически сложном товаре недостатка, который повторно проявился в период гарантийного срока после его устранения, - самостоятельное основание, чтобы удовлетворить требование о его замене на аналогичный товар.

При этом не имеют значения такие факторы, как соразмерность расходов на устранение недостатка цене авто. Либо незначительность времени на устранение недостатка, а также можно или нельзя использовать товар с этим недостатком.

В общем, если машиной можно управлять, если ее можно завести, то это не основание для того, чтобы отказывать в возврате автомобиля по признакам, предусмотренным Гражданским кодексом и законом о защите прав потребителей.

Верховный суд направил дело на новое рассмотрение.

*Дело N 8-КГ23-2-К2