Оркестр Utopia Теодора Курентзиса исполнил Третью симфонию Малера в Вене, Берлине и Афинах

Европейский тур симфонического оркестра Utopia во главе с Теодором Курентзисом стал настоящим событием. В маршруте - Вена, Берлин, Афины. В афише - Третья симфония Густава Малера. Знаменитый зал Philharmonie Berlin встретил музыкантов аншлагом, а провожал овацией.
Малер у Теодора Курентзиса лишен
всякой классической хрестоматийности.
Малер у Теодора Курентзиса лишен всякой классической хрестоматийности. / Пресс-служба оркестра Utopia

Utopia - это новый международный проект знаменитого греческого дирижера, чей талант раскрылся в России. Его участники утверждают, что стремятся предпринять "идеалистическую попытку найти такой подход к созданию музыки, который позволяет достичь внутренней сущности музыкального текста". В коллективе, созданном год назад, около 120 музыкантов из трех десятков стран. И уже в этом году Utopia стала постоянным оркестром Funkhaus - одного из главных музыкальных центров Берлина, который был построен как центр радиовещания DDR. Сегодня он привлекает самых разных музыкантов своими техническими возможностями, атмосферой и акустикой.

В Utopia, конечно же, со всей очевидностью проступают черты прежде созданного в России (в 2004 году в Новосибирске, а с 2019-го базирующегося в Петербурге) коллектива musicAeterna. Одни и те же лица в оркестре, фирменная манера исполнения и репертуар, ставший визитной карточкой оркестра.

Для нынешнего европейского вояжа выбрана одна из симфоний Густава Малера - смыслообразующего композитора для Теодора Курентзиса. Над Третьей симфонией Малер работал в течение летних каникул 1895 и 1896 годов. Это время он проводил в Тироле на Аттерзее, в одном из самых живописных уголков Австрии. Третья симфония - одна из самых сложных в его творческом наследии. Композитор считал ее произведением, "в котором отражается весь мир". "Вся природа получает в ней голос и раскрывает свои сокровенные тайны", - писал он.

В одном из писем Малер обозначил программу своей Третьей симфонии следующим образом: "II-V части должны выразить последовательные ступени сущего, как я их трактую (II Что мне рассказывают цветы. III Что мне рассказывают звери. IV Что мне рассказывает ночь (человек). V Что мне рассказывают утренние колокола (ангелы)). VI Что мне рассказывает любовь... Часть I - "Приход лета"... Лето мыслится как победитель, шагающий среди всего, что растет и расцветает, ползает и летает, мечтает и томится и, наконец, того, о чем мы можем лишь догадываться".

Маэстро утирал пот, пил воду и взглядом красноречиво общался и с музыкантами, и с залом

Первая часть - общая картина природы, жизнь во всем богатстве и многообразии ее проявлений. Все остальные части - осмысление композитором мироустройства, где крупным планом развернуто содержание всех фрагментов первой, обзорной части. Сначала был написан именно второй раздел симфонии (со второй части по шестую) - летом 1895 года. А чтобы создать грандиозную первую часть симфонии (продолжительность звучания около 45 минут из полутора часов всего хронометража) композитору понадобилось все следующее лето.

Берлинское исполнение симфонии не было лишено свойственной Курентзису перформативности: оркестранты играли стоя, но, правда, вопреки обыкновению, не раскачивались в такт музыке. Паузы между частями симфонии были нарочито наполнены бытовыми деталями - маэстро утирал пот, пил воду и взглядом продолжал красноречиво общаться с музыкантами и с залом.

Малер у Курентзиса лишен всякой классической хрестоматийности. В его интерпретации Третья симфония накатывает, как природная стихия, вовлекая в свои объятия всех и каждого. И трепетность живого дыхания, возникающая из недр музыки, оказывается эмоциональной доминантой исполнения на фоне внешней театральности и заложенным автором переплетением литературного текста. В четвертой части, "Хоровод Заратустры", где Малер размышляет о смысле жизни и возможности радости, к сожалению, голос немецкой контральто Вибке Лемкуль (певица по приглашению маэстро четыре года назад приезжала в Пермь на Дягилевский фестиваль) звучал как-то уж очень бесстрастно и формально. В пятой части звонкие детские голоса повествовали ангельскую "сладкую песню, с благословенной радостью она звенела на небесах".

В отличие от прежних исполнений Курентзис не только развернул всю романтическую космогонию симфонии - от пробуждения природы (первая часть) и жизни цветов (менуэт из второй части) к животному миру (скерцо третьей части) и, наконец, человеку (четвертая часть), ангелам (пятая часть) и вселенской любви (оркестровое адажио в финале), но и будто специально подчеркивал австро-немецкие гены композитора в менуэте или адажио. В целом исполнение получилось не идеальным, но абсолютно сокровенным, ибо энергетика дирижера - трансформация уникального таланта и беспримерного мастерства.

Кстати

Вена намерена поставить на паузу взаимоотношения с маэстро, а вот Берлин, Бельгия, Италия и другие европейские страны в следующем сезоне ждут с двумя концертами оркестр Utopia и Теодора Курентзиса: в ноябре прозвучит Пятая симфония Чайковского, а в мае - Девятая симфония Брукнера. Нынешним летом Utopia захлестнет легендарный Зальцбургский фестиваль.