Совокупный оборот российских софтверных компаний увеличился на 6,7% и достиг 1,661 триллиона рублей. Рост был получен несмотря резкое сокращение зарубежных продаж, которые снизились на 27% до 544 миллиардов рублей в первую очередь, из-за проблем с недружественными странами.
При этом продажи на внутреннем рынке увеличились значительнее, чем обвалился их экспорт: выручка от работы в России поднялась на 37,1% и достигла 1,117 триллиона рублей. Такие данные приводятся в исследовании рынка ПО, проведенного некоммерческим партнерством разработчиков программного обеспечения "РУССОФТ".
О сокращении своего оборота сообщило лишь 9,6% российских софтверных компаний. Меньшая доля компаний с падением оборота за последние 10 лет наблюдалась только в 2017-м и 2021-м годах. Этот показатель оказался ниже прогнозируемого уровня и примерно равен значениям, зафиксированным в предыдущих исследованиях "РУССОФТ" в условиях стабильного развития индустрии.
При этом сокращение темпов роста оборота российских софтверных компаний произошло не только из-за проблем с экспортом на рынках недружественных стран, но и из-за прекращения работ центров разработки зарубежных компаний. Если исключить их показатели, то по всем остальным компаниям отмечается рост не менее, чем на 13%.
Согласно прогнозам экспертов "Руссофт" совокупная выручка российских разработчиков по итогам 2023 года должна вырасти более чем на 20%, поскольку продажи на внутреннем рынке увеличатся на 36%.
Анализируя выручку, расположенных в России, центров разработки зарубежных компаний, эксперты "РУССОФТ" также отметили, что она снизилась не так значительно, как ожидалось при подведении предварительных итогов исходя из объявлений их головных офисов о прекращении работы в РФ.
Уход компаний, имеющих в России свои центры разработки, растянулся до конца 2022 года, а анализ бухгалтерской отчетности показал, что доход этих центров сократился всего на 4% в долларовом выражении, хотя штат уменьшился примерно вдвое. Таким образом прекращение работы в России зарубежных центров разработки, скажется на итоговых показателях российской софтверной индустрии 2023 года. Потери экспортеров на рынках "недружественных стран" также могут отразиться в большей степени на итогах текущего года, чем прошедшего. Стоит ожидать продолжения сокращения совокупных зарубежных продаж. В 2023 году оно может достигнуть 30% в рублевом выражении.
Генеральный директор "Эдит Про" (Группа "Борлас") Дмитрий Кичко считает, что трендом 2023 года станет возросшая конкуренция на российском рынке, так как 2022 был годом переориентации продаж и обслуживания программных продуктов на отечественные решения: "Сейчас, в 2023 году, большинство компаний, работавших ранее с зарубежными продуктами, переориентировались, получили необходимые "партнерства и соглашения" с разработчиками наших решений и компетенции для оказания услуг по их внедрению и сопровождению. Если в 2022 г. поставщиков часто выбирали на безальтернативной основе, то в 2023 наметился тренд на ужесточение конкуренции и борьбу за потребителя".
Резко выросший внутренний спрос на отечественное ПО оказался настолько значимым, что многие российские компании заморозили экспансию на новые зарубежные рынки для удовлетворения внутреннего спроса.
"Очевидно, что после массового исхода зарубежных разработчиков и активной реализации программы импортозамещения при поддержке государства, спрос на отечественные программные продукты вырос как минимум в разы. Более того, есть все предпосылки к тому, что подобная ситуация сохранится еще на протяжении нескольких лет. Именно поэтому многие российские разработчики вынуждены были скорректировать свои планы по международной экспансии и буквально бросить все силы на удовлетворение спроса на внутреннем рынке", - считает генеральный директор IVA Technologies Станислав Иодковский.
Однако, по мнению Иодковского такая заморозка является временной и в перспективе ближайших 2-3 лет эти задачи вновь станут для большинства игроков актуальными, особенно если усилится государственная поддержка и компании экспортеры ПО получат дополнительные преференции.
При этом генеральный директор компании "Аурига" Вячеслав Ванюлин видит главную задачу экспортных компаний в обеспечении работоспособности уже существующих продуктов: "В настоящий момент - это отличная возможность для демонстрации мирового качества своих услуг. Нужно разрабатывать и внедрять интеграционные решения, прежде всего в системах управления технологическим процессом производства, а также в информационных системах в ключевых секторах, таких как финансы, государственное управление и связь. Это касается вопросов технологической независимости и выживаемости нашей страны".