В шаге от беды

Наезд на пешехода — один из самых травмоопасных видов ДТП
Наезд на пешехода — один из самых травмоопасных видов ДТП / ООО «Лаборатория Алфавит»

Наезды на пешеходов - один из самых тяжелых видов аварийности. Поэтому профилактике таких ДТП Госавтоинспекция уделяет особое внимание. Результативность работы подтверждена статистикой, которая на протяжении последних нескольких лет демонстрирует уверенное снижение показателей по этому виду ДТП. Однако итоги пяти месяцев этого года неожиданно перебили позитивную динамику. За это время Госавтоинспекцией было зарегистрировано 12 086 наездов - на 2,4 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. В них получили ранения 11 459 человек, что на 3,2 процента больше, чем в прошлом году. Рост небольшой. И по самому важному показателю - числу погибших - отмечается снижение на 3,8 процентов. Однако ситуация требует пристального внимания: где, как и почему.

Пешеходы - самые уязвимые участники дорожного движения уже потому, что в отличие от водителя и пассажиров автомобилей они ничем не защищены. Именно поэтому наезды на пешеходов отличаются высокой тяжестью последствий. По итогам прошлого года средняя тяжесть последствий - соотношение количества погибших к числу пострадавших - составила 9,9.

Как обычно, большая часть наездов происходит по вине водителей. Таких происшествий зафиксировано 8358. Рост составил 3,4 процента. В этих авариях погибло 480 человек. По сравнению с прошлым годом тут произошло снижение на 2 процента. Примечательно, что по собственной неосторожности пешеходов зафиксировано 4299 наездов. Но в результате погибло 698 человек. Как отмечается в анализе Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, тяжесть последствий в ситуациях, когда пешеход попадает под колеса по собственной неосмотрительности, в три раза выше, чем в ситуациях, когда в происшествии виноват водитель.

Вина водителей сводится к двум видам нарушений - не пропустил пешехода на пешеходном переходе или не выполнил требования правил дорожного движения снизить скорость до полной остановки, если рядом перед пешеходным переходом другая машина начала тормозить.

Со стороны пешеходов перечень случаев неосторожного поведения на дороге куда шире. Человек может выйти на дорогу вне зоны пешеходного перехода или неожиданно выскочить из-за припаркованного автомобиля. Конечно, в первую очередь для предотвращения таких происшествий необходима дорожная инфраструктура. Например, переходы, которые не пересекаются с транспортом.

Там, где их нельзя организовать, нужны барьерные и пешеходные ограждения. Очевидно, что такое препятствие остановит даже самого отчаянного нарушителя. Как ранее сообщал заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко, в рамках Национального проекта "Безопасные качественные дороги" в этом году будет установлено порядка 1,3 миллиона погонных метров барьерного и 150,4 тысячи погонных метров пешеходных ограждений. А также обустроено 754,6 тысячи погонных метров тротуаров.

На 3,8 процента выросло количество наездов на пешеходов в темное время суток - всего 4372 происшествия. А вот количество наездов в светлое время суток изменилось незначительно. Рост составил 1,6 процента - зафиксировано 7714 происшествий. Да, днем и транспорта на дорогах, и пешеходов на улицах больше. Соответственно и ДТП случаются чаще. Однако ночью тяжесть последствий втрое выше. Достаточно сказать, что за пять месяцев этого года именно в темное время суток в результате наезда погибли 718 человек, тогда как в светлое - 351.

Обезопасить себя в темное время суток - это личная задача пешехода. Нужно просто явственней обозначить свое присутствие на дороге, стать заметнее для водителей. Правилами предусмотрено обязательное ношение в темное время суток световозвращающих элементов на одежде. Но только за пределами населенных пунктов. Между тем абсолютное большинство наездов на пешеходов происходит как раз в населенных пунктах. За пять месяцев этого года уже зафиксировано 11 746 таких ДТП. В них погибло 790 человек. Вне населенных пунктов произошло 754 наезда, в которых погибло 334 человека. Количество наездов на пешеходов вне городов и населенных пунктов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) снизилось на 13,2 процента. Число погибших в таких ДТП людей также сократилось на 12,3 процента.

Даже на дорогах с искусственным освещением использование световозвращающих элементов снижает тяжесть наездов в три раза. При наличии световозвращателей на одежде на дорогах без освещения тяжесть последствий снижается в два раза.

Как показывает статистика, начало года - это еще наиболее спокойный период. Согласно данным исследования НЦ БДД МВД России, ежемесячное число погибших пешеходов с января по июль относительно стабильно и находится в диапазоне 197-254 погибших в месяц. Стремительный рост начинается с августа, достигая своего пика в октябре с числом погибших 479 человек, что двукратно превышает средние показатели первой половины года. Снижаться число погибших при наездах на пешеходов начинает в ноябре с появлением снежного покрова и общим уменьшением транспортной активности.

Да, зимой световой день значительно короче. Но у снежного покрова есть два положительных эффекта. Во-первых, водители двигаются более аккуратно и с меньшей скоростью. Во-вторых, снег отражает свет фар и повышает контрастность силуэта пешехода на его фоне.

На безопасность пешеходов влияют и погодные условия. Если в ясную погоду погибшие пешеходы составляют менее четверти от общего числа погибших на дорогах, то в дождь и пасмурную погоду - около трети. В туман зафиксирован самый высокий показатель тяжести последствий. В таких ДТП погиб каждый третий пострадавший пешеход.

Всего в России почти 300 тысяч наземных пешеходных переходов, из которых 20% - регулируемые и 80% - нерегулируемые. За пять месяцев этого года на регулируемых переходах зафиксировано 1664 наезда, что на 11,2 процента больше, чем за АППГ. В результате на них погибли 80 человек, что на 8,1 процента больше, чем за январь-май 2022 года.

На нерегулируемых переходах произошло 3433 наезда. Это на 4,6 процента больше, чем годом ранее. В них погибло 119 человек (в прошлом году - 95).

Проекционные пешеходные переходы - еще один способ уберечь самых уязвимых участников дорожного движения. В этом году по национальному проекту "Безопасные качественные дороги" планируют обустроить 20 световых "зебр", половина из которых появится в Калужской области.

"На территории Калужской области с 2020 года установлено 117 таких устройств в наиболее важных местах: около школ, детских садов, учреждений дополнительного образования", - сообщил министр транспорта Калужской области Владимир Волочай.

Переходы оборудуют П-образными опорами с проекторами, которые отражают бело-желтую разметку на проезжую часть. Световая разметка не заменяет существующую, а дублирует ее - в темное время суток такая "зебра" заметна за 100 - 150 метров и дает водителю возможность вовремя заметить переходящих дорогу людей. Кроме того, ее не засыпает снегом, палой листвой. Впрочем, это не означает, что дорогу не надо чистить. Все-таки подсветка - это только дополнительный элемент безопасности.

Перед тем, как начать переход, убедитесь, что водители вас заметили и пропускают. Фото: ООО «Лаборатория Алфавит»

Но главный источник всех трагедий на дорогах - это по-прежнему человеческий фактор. Именно поэтому в рамках федерального проекта "Безопасность дорожного движения", который является составной частью нацпроекта "Безопасные качественные дороги", предусматриваются различные мероприятия, направленные на просвещение всех участников дорожного движения - и водителей, и пешеходов. Например, в первой декаде июня 2023 года российская Госавтоинспекция дала старт новой всероссийской социальной кампании "ПРОдвижение БЕЗопасности", масштабы которой действительно впечатляют. Ее мероприятия охватят 30 тысяч детей, 13 тысяч студентов, 17 тысяч пешеходов, 57 тысяч водителей и 3 тысячи курсантов автошкол. Планируется также обучить как минимум 800 детей-пешеходов. Кроме того, провести работу с их родителями. Ведь именно родители своим примером демонстрируют правильное поведение на дорогах. Если мама или папа ничтоже сумняшеся переходят дорогу вне пешеходного перехода или на красный сигнал светофора, то очевидно, что ребенок будет поступать так же. А это уже грозит трагедией.

Новая всероссийская кампания будет пятой (своего рода юбилейной) в ряду широкомасштабных ежегодных информационных мероприятий, проводимых Госавтоинспекцией.

При ее организации учтен, обобщен и использован ранее накопленный богатейший практический опыт проведения предыдущих социальных кампаний в рамках реализации федерального проекта, позволивший объединить в ней профилактику самого широкого спектра дорожно-транспортных происшествий всех категорий участников дорожного движения. В этом и заключается ее главное отличие от аналогичных мероприятий прошлых лет, проводимых с 2019 года, целевой аудиторией которых определялась только одна из таких категорий: или водители, или пассажиры, или пешеходы.

Теперь внимание акцентировано на всех основных факторах аварийности, делая социальную кампанию 2023 года гибкой и универсальной. Кроме того, социальные кампании такого масштаба прежде проводились одновременно в 15 субъектах Российской Федерации. Новый проект начал свою работу сразу в 40 регионах страны с планируемым охватом не менее 120 тысяч участников. При этом каждый из регионов сосредоточится на проработке именно той проблемы безопасности дорожного движения, которая наиболее актуальна именно для него.

При этом одной из главных тем во всех регионах станет контроль за безопасностью детей во время каникул.

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги"