Сложно было выбрать финалистов?
Лю Шикунь: Да, крайне сложно. Уровень пианистов очень высокий, поэтому нам всем было трудно сделать выбор. Исполнители, которые не смогли пройти во 2-3 туры, тоже очень достойно играют, нам не хочется терять каждого из них.
Каково работать с коллегами?
Лю Шикунь: Мои коллеги - высоко квалифицированные люди, мы хорошо работаем, поэтому никаких споров не возникает, работать вполне комфортно.
Что сложнее всего - участвовать в конкурсе, быть в жюри или быть учителем участника?
Лю Шикунь: Я был по обе стороны - и участником, и членом жюри. Могу с уверенностью сказать, что участвовать сложнее всего.
Стиль какого композитора вам сложнее всего играть?
Лю Шикунь: Не могу выделить одного конкретного композитора. В каждом сочинении есть свои сложности. Из-за волнения к каждому сочинению относишься очень серьезно. Тем более какое-то произведение кому-то проще исполнять, а кому-то сложнее.
А вы поддерживали связь с другими пианистами после Вашего участия на конкурсе?
Лю Шикунь: Да, тогда на конкурсе я подружился с Ваном Клиберном (лауреат I премии, США) и мы пронесли эту дружбу до конца дней. Конечно, в какой-то момент отношения Соединенных Штатов и Китая были напряженными, но мы старались не прерывать связь, особенно в последние годы, когда появилась такая возможность. Когда Клиберн основал свой фонд, он позвал меня в жюри конкурса пианистов. Узнав о серьезном заболевании и тяжелом состоянии Клиберна, я прилетел к нему в США, там у нас состоялась последняя встреча. Не менее тесно общался я со Львом Власенко (также лауреат II премии, СССР). Он меня пригласил в жюри X Конкурса Чайковского в 1994-ом году, где сам был председателем. А в ответ я сам приглашал Власенко стать членом жюри конкурса пианистов в Китае, однако он заболел и не смог приехать.
Что Клиберн сказал, когда Вы встретились с ним в последний раз?
Лю Шикунь: Последняя встреча была в Америке. Он попросил меня встретиться с президентом Америки, чтобы обсудить с ним развитие классической музыки, которая на тот момент, по мнению самого Клиберна, была в упадке! Удивленный я ответил ему: "Откуда у меня такая возможность? Это ты сам должен встретиться с президентом". А в ответ получил: "Да посмотри на меня, я уже пожилой и больной человек". Клиберн тогда уже был в коляске. Конечно, наш разговор был полушуточным. Но вы только посудите сами, человек со столь серьезными проблемами со здоровьем переживал за классическую музыку в Америке! Он считал, что музыка должна жить, и для этого надо приложить все усилия. Это говорит о многом.
Чем современные исполнители отличаются от вашего времени?
Лю Шикунь: В этом году исполнители отличаются высоким уровнем, это действительно так. Но я скажу, что на самом первом конкурсе уровень был гораздо выше и тому есть свои причины. На тот момент это был первый проект такого масштаба в СССР. Поэтому на первый смотр собрали самых лучших пианистов всего мира, уровень был высочайший. Конкурсанты были обладателями наград других состязаний Европы, Азии и Америки, а в СССР они уже приехали подготовленными. Несколько прослушиваний посещал сам Никита Сергеевич Хрущев, который старался улучшить отношения с Западом, в том числе через культуру. А ведь Запад тоже обратил внимание на столь крупное состязание. Достаточно вспомнить, как Клиберна встречал весь многомиллионный Нью-Йорк - как космонавта!
В 1960-ые Китай переживал "культурную революцию" - страшное и трагическое для вас время, вы побывали в тюремном заключении. Что тогда помогло Вам сохранить себя как личность и как музыканта в то сложное время?
Лю Шикунь: Во-первых, надо было выжить - это было основной задачей. Конечно, я вообще не играл тогда на инструменте. 5 лет без занятий - катастрофа для любого музыканта. Но надо было беречь себя и свое здоровье. А занимался я в уме, проигрывая и пропевая музыку внутри себя. А впоследствии я смог почти восстановить свою форму, мышцы ведь все помнят, тем более если мозг помнит, музыканты меня поймут.
Вы не раз говорили о любви к русской музыке. А как вы с ней познакомились? Какое сочинение вы играли первый раз?
Лю Шикунь: Да, русскую музыку я очень люблю и ценю, познакомился я с ней через музыку великого Петра Чайковского - моим первым сочинением был "Ноябрь" из цикла Петра Чайковского "Времена года".
Вы внесли большой вклад в детское музыкальное развитие в Китае. Как можно заинтересовать ребенка классической музыкой?
Лю Шикунь: Да, маленьких детей примерно от 3-х до 7-ми лет очень сложно завлечь, это практически нереально. Такое встречается, но крайне редко. Поэтому в начале обучения нужно быть чуть строже к детям, прививать им дисциплину. Гораздо позже, когда у них начнет получаться, они поймут, насколько это интересно и увлекательно. Тогда ребенок сам проявит интерес. Кстати, моя маленькая дочка сейчас уже сама проявляет интерес к музыке и имеет очень хорошее чувство ритма.
Если русский слушатель проявит интерес к китайской академической музыке, то с чего ему начать?
Лю Шикунь: Одно из самых основных произведений это кантата "Река Хуанхэ" Сянь Синхая 1939-го года. В 1970-ые было сделано коллективное переложение в виде фортепианного концерта, идея принадлежала Инь Чен Цзуну.
Может ли музыка объединять народы?
Лю Шикунь: Музыка - мировой язык. Она сочиняется композитором для всех, не для себя или одного народа. Если эта музыка искренняя, гениальная, то она автоматически приобретает статус мировой, вне каких-либо рамок и поистине спасает души. Такова музыка Чайковского, к примеру. Даже сегодня, несмотря на политические и социальные трудности, американцы продолжают и будут продолжать исполнять Чайковского. И это относится к любым жанрам, стилям и эпохам. А конкурс служит Музыке. Конечно, на конкурс повлияли события прошлого года, особенно когда его исключили из Международной ассоциации конкурсов. Считаю это несправедливым, ведь музыкальный конкурс - событие культурное, а не политическое. Он всегда будет только объединять людей.