Васильев: Необходимо увеличить штрафы для водителей электросамокатов, а также регистрировать и присваивать им номера
По его словам, необходимо увеличить ответственность таких водителей до 1000 рублей. Дело в том, что пешеходам сейчас за переход в неположенном месте грозит штраф 500 рублей. Но электросамокатчики должны отвечать за нарушение более серьезно. Тем более что они могут причинить вред гораздо более существенный, чем пешеход.
По мнению сенатора, надо предусмотреть ответственность и за передвижение вдвоем на одном самокате, это должно стоить дороже, чем переход пешехода в неположенном месте.
Однако, как считает сенатор, чтобы система наказания заработала, необходимо регистрировать электросамокаты, выдавать им номера и контролировать их передвижение с помощью автоматических камер фотовидеофиксации нарушений.
И вот тут возникают сложности, которые сейчас, без внесения поправок в нормативные акты, не разрешить. Да и со штрафами возникают проблемы.
Стоит напомнить, что сейчас Правилами дорожного движения, которые вступили в силу с 1 марта этого года, предусмотрено довольно большое количество ограничений для пользователей электросамокатов. В частности, речь идет об ограничении скорости движения - 25 км/ч.
При этом в местах большого количества пешеходов скорость ограничивается - 5 км/ч. Кроме того, они должны спешиваться на пешеходных переходах. Правилами им запрещено передвигаться вдвоем на одном электросамокате.
Стоит также напомнить, что движение на электросамокате возможно только по велополосам, где они есть. Если их нет - по тротуарам.
Но если нет и тротуаров - то уже по дорогам. Но не далее правого ряда. При условии, что по этим дорогам не запрещено движение велосипедистов, скорость ограничена 60 км/ч. При этом средство индивидуальной мобильности оборудовано фарой и задними фонарями.
За любое из этих нарушений электросамокатчика можно привлечь к ответственности. Штраф - 800 рублей. Но при уплате его в течение 20 дней с момента вынесения расплатиться можно со скидкой 50%. То есть оплатить только 400 рублей.
В общем, Правила дорожного движения уже предусматривают все возможные нарушения электросамокатчиками. А Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность для них несколько большую, чем для простых пешеходов. Но, правда, ниже, чем для водителей автомобилей или мотоциклов.
Что же касается регистрации электросамокатов, то тут есть некоторые довольно серьезные юридические проблемы.
Для того чтобы зарегистрировать транспортное средство, необходимо иметь некие его уникальные данные. Например, автомобиль или мотоцикл имеет номер кузова, рамы, двигателя. Электросамокат таких данных не имеет. У нас даже мопед не имеет таких данных. Поэтому его не регистрируют в ГИБДД и номера ему не присваивают. Хотя права на вождение мопеда должны быть.
Перед тем как начать регистрировать электросамокаты, а также присваивать им номера, необходимо сначала организовать их сертификацию. Чтобы один электросамокат можно было отличить от другого.
У нас был разработан ГОСТ в отношении этих транспортных средств. Но, к сожалению, он не предусматривает ни установления номера агрегата, ни маркировки батарей, ни даже номера изделия. Поэтому в итоге при принятии закона о регистрации электросамокатов может возникнуть такая картина: сотня самокатов будет ездить по дорогам с одним регистрационным знаком. А убедиться в том, что он выдан законно, возможности не будет. Кстати, как считают в ГИБДД, это касается и мопедов. Поэтому начинать регистрацию надо именно с этих транспортных средств.
Проблема с использованием электросамокатов на дорогах и тротуарах носит глобальный характер. Но способов решения ее пока нет. Хотя любая идея добавляет в копилку некие инициативы.
Напомним, буквально на днях, 1-2 июня, в Москве прошли рейды по выявлению нарушителей среди водителей средств индивидуальной мобильности. За это время автоинспекторами пресечено более 2,1 тысяч нарушений правил дорожного движения со стороны лиц, использующих средства индивидуальной мобильности и велосипеды.
Из них составлено материалов 623 - в отношении лиц, использующих велосипеды, 806 - в отношении лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности. А также 744 - в отношении курьеров служб доставки.
Как ранее рассказал сотрудник одного из отделов дорожно-патрульной службы, в день оформляет около 70 дел на одно подразделение.
Конечно, с этой историей надо что-то делать. Самокатчики уже реально представляют угрозу простым пешеходам. Но только, почему-то, сами этого не осознают.
Чем закончится борьба пешеходов и автомобилистов с любителями двухколесного электрического транспорта, пока неизвестно.