Астрономы описали экстремальную планету с "зеркальным экраном"

Ricardo Ramirez Reyes (Universidad de Chile)

Исследовательская миссия космического телескопа Cheops объявила об открытии раскаленной экзопланеты, атмосфера которой работает как зеркало. Этот удивительный объект буквально окружен отражающими свет облаками из металла.

Об открытии сообщается на сайте Европейского космического агентства. Космический телескоп Cheops помог астрономам не только обнаружить, но и детально обследовать сверхгорячую экзопланету, которая вращается вокруг своей звезды менее чем за сутки. Она получила обозначение LTT9779 b.

Анализ данных показал, что эта планета покрыта отражающими свет облаками из металла. По мнению ученых, такая оболочка работает как зеркало. Эта характеристика делает обнаруженный объект "самой блестящей экзопланетой за всю историю наблюдений".

Ученые приводят такое сравнение. На видимом нам небе самыми яркими объектами являются Луна и Венера. Последняя обладает наиболее мощным отражающим эффектом. Считается, что толстый слой облаков Венеры отражает около 75 процентов солнечного света. Для сравнения, атмосфера Земли способна отражать только около 30 процентов падающего солнечного света.

Однако планета LTT9779 b Венеру превзошла, так как ее облака отражают колоссальные 80 процентов света, излучаемого ее родительской звездой. При этом планета расположена очень близко к своей звезде. По оценкам исследователей, найденный объект сопоставим по размерам с нашим Нептуном. Это делает его самым большим "зеркалом" в известной нам Вселенной. Причина высокой отражающей способности заключается в том, что планета окружена "металлическими" облаками. Правда, в основном они состоят из силиката - того же материала, из которого состоят песок и стекло. Но в облаках присутствует значительная примесь металлов, таких, например, как титан.

"Представьте себе раскаленный мир, расположенный очень близко к своей звезде, с парящими в воздухе тяжелыми металлическими облаками, из которых на поверхность падают капли титана", - говорит соавтор исследования Джеймс Дженкинс, так описывая новый мир.

В свою очередь ведущий автор работы, Серджио Хойер из Марсельской астрофизической лаборатории, так прокомментировал открытие: "Мы считаем, что эти металлические облака помогают планете выживать в условиях жаркой пустыни. Облака отражают свет и не дают планете перегреваться и испаряться. Между тем, высокая металличность делает планету и ее атмосферу очень тяжелыми, поэтому их трудно сдуть".

Ученые также говорят, что высокое альбедо мира LTT9779 b стало для них неожиданностью, поскольку температура стороны планеты, обращенной к ее звезде, оценивается примерно в 2000 градусов Цельсия. Считается, что любая температура выше 100 градусов Цельсия слишком высока для образования водяных облаков. Но температура атмосферы вновь открытого мира должна быть слишком высокой даже для облаков из металла или стекла. Тем не менее, они существуют.

Стоит также отметить, что эта планета имеет радиус в 4,7 раза больше земного, а год на LTT9779 b длится всего 19 часов. Полная версия исследования опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics.