Статус нацпроекта придаст реализации программы энергоэффективности второе дыхание

Статус нацпроекта придаст реализации программы энергоэффективности второе дыхание

Энергоемкость (отношение объема потребленной энергии на единицу произведенной продукции) ВВП России - одна из самых высоких в мире. По данным НИУ ВШЭ, по этому показателю мы уступаем странам, сопоставимым по климатическим характеристикам и протяженности территории, структуре ТЭК и запасам углеводородов (США, Канаде, Казахстану и др.).

iStock

По объемам энергопотребления в стране первое место занимает обрабатывающая промышленность (31 процент), на втором месте - жилищный сектор (26 процентов), тройку лидеров замыкает транспорт (23). В стоимости продукции - в зависимости от ее "сложности" - затраты на топливо и энергию могут доходить до 55-60 процентов.

Поэтому неслучайно в условиях непростой экономической ситуации последних лет отечественные компании стали обращать больше внимания на эффективное использование ресурсов (в том числе энергетических), их экономию, и, по возможности, повторное использование. Как сообщила "РГ" ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ Лилиана Проскурякова, крупные и малые компании рассматривают повышение энерго- и в целом ресурсоэффективности как меру устойчивого развития в кризисный период. Это также важная мера снижения негативного воздействия на окружающую среду и климат.

Уходя, гасите свет!

Частные инициативы компаний по экономии ресурсов, безусловно, заслуживают похвалы, но не будем забывать, что это следствие длительной и планомерной государственной политики, начиная с времен экономики, которая должна быть экономной, и даже с более ранних. В советское время бережному отношению к теплу и свету уделялось огромное внимание на всех уровнях возможной экономии, начиная с деревенского фонаря (назначались ответственные за его включение на закате и выключение с первыми лучами солнца). На предприятиях на каждом углу висел плакат "Уходя, гасите свет!", по осени во всех помещениях деревянные рамы (пластиковых окон тогда не было) тщательно заклеивались от сквозняков: так берегли тепло.

В новейшей истории страны принципы энергосбережения не только остались актуальными, но и получили дальнейшую поддержку.

Энергоэффективность и энергосбережение вошло в пятерку стратегических направлений приоритетного технологического развития, обозначенных главой государства летом 2009 года. В том же году президент поставил задачу сократить к 2020-му энергоемкость отечественной экономики на 40 процентов. Также в ноябре 2009 года увидел свет закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

И если обывателю ФЗ №261 запомнился лишь борьбой с лампочками накаливания, то эксперты отрасли высоко оценивают предпринимавшиеся тогда усилия по модернизации системы теплоснабжения, которая реально была запущена, например, стали утепляться здания, чтобы снизить потери. "Впервые было введено понятие энергоаудит, который проводился на предприятиях для того, чтобы выявить потенциал для снижения энергопотребления.

Результаты все этого достаточно скромные, то есть сокращение электропотребления, безусловно, произошло, но не на 40 процентов, и точных цифр по этому поводу нет. Но важно, что вектор был задан, определенные шаги в этом направлении были сделаны. И сам факт, что озаботились этой проблемой, уже очень правильно", - сообщил "РГ" гендиректор компании "Европейская Электротехника" Илья Каленков. В 2020 году правительство утвердило новую программу энергосбережения и повышения энергоэффективности - до 2024 годы. По словам эксперта, она включила много необходимых мер: и развитие энергоэффективных технологий, и поддержку малого и среднего бизнеса посредством выдачи субсидий на приобретение оборудования и материалов для повышения энергоэффективности, и дальнейшее развитие альтернативных источников энергии.

ESG-кнут действует

Как мы уже заметили, несмотря на крепкую нормативную базу и стремление бизнеса исполнять директивы руководства страны, попутно снижая собственные издержки, критично уменьшить энергоемкость ВВП России к 2020 году не получилось: по разным экспертным оценкам падение составило от 9 до 20 процентов. И на это были объективные причины.

"Энергоемкость любого промышленного объекта - уравнение со многими переменными, - рассказывает директор по развитию компании "Энергия Плюс" Павел Марышев. - Во-первых, технологический уровень: несмотря на то, что интеграция более современных подходов к производству продукции, по идее, должна снижать ее энергоемкость, происходит обратное. Чтобы произвести больше продукта, использовав меньше ресурсов, необходимо больше энергии - логика простая. Во-вторых, управленческий уровень: повышение энергоэффективности - это значительные инвестиции, обоснованность которых необходимо доказать инвесторам. В-третьих, фундаментальные исследования/разработки, нацеленные на повышение энергоэффективности, опять же, требуют значительных финансовых вложений. В-четвертых, структурный аспект: продуктивная работа по повышению энергоэффективности предприятия требует отдельного бизнес-юнита, который будет перманентно проводить энергоаудит, разрабатывать и реализовывать комплекс мероприятий по снижению энергоемкости, формировать отчет, оценивать результаты и донастраивать систему управления потреблением энергии". И если, по словам эксперта, ФЗ №261, наложивший на промышленников определенные обязательства в части сокращения объемов потребляемой энергии, в силу отсутствия надлежащего контроля со стороны регулирующих институтов, не стал достаточным стимулом к повышению энергоэффективности российских промышленных объектов, то таковыми стали международные требования в части ESG (environment, social, governance). Именно поэтому крупнейшие промышленные холдинги, в особенности - ориентированные на экспорт, уделяют в своей нефинансовой отчетности (в стратегии устойчивого развития) пристальное внимание аспекту энергоэффективности. Сегодня экспортные потоки переориентировались на восток, но и там сегодня значительно возросли требования к нефинансовой отчетности. Российские экспортеры вынуждены предоставлять максимально полный объем ESG-данных, чтобы оставаться конкурентоспособными на зарубежных рынках.

Декарбонизация наше всё Определенный прогресс в области в экономии энергоресурсов достигнут уже потому, что стратегии развития крупных промышленных компаний включают энергоэффективность в качестве ключевого компонента. По словам директора по маркетингу и прямым продажам ICL Services, кандидата экономических наук Лилии Алеевой, Новолипецкий металлургический комбинат, например, имеет комплексную программу повышения энергоэффективности, включающую использование современных технологий, энергоаудит и внедрение систем управления энергопотреблением. Горнодобывающая компания "Норильский никель" поставила перед собой цель ежегодно снижать потребление энергии на три процента.

"Энергоэффективность в производстве может быть достигнута различными методами, включая использование энергоэффективного оборудования и процессов, оптимизацию производственных процессов, внедрение систем энергоменеджмента. Энергосервисные контракты также актуальны, поскольку они предоставляют компаниям механизм повышения энергоэффективности без предварительных капиталовложений", - резюмирует Лилия Алеева.

Руководитель металлургического направления компании Excellence Expert Сослан Зангиев добавил, что уровень энергоемкости зависит от эффективности крупнейших потребителей энергии. Это, прежде всего металлургические, нефтегазодобывающие и машиностроительные предприятия. Для значительного сокращения энергоемкости они вынуждены инвестировать в новое оборудование, развивать новые, более энергоэффективные технологии, замещать энергопотребляющее оборудование на работающее на альтернативном топливе. Но с учетом геополитической неопределенности, увеличения себестоимости производства и нестабильности цен на основную продукцию, объем таких инвестиций ограничен, так как они могут отрицательно сказаться на эффективности текущих и новых проектов. Проще говоря, подчеркнул эксперт, в нынешних условиях для бизнеса не выгодно инвестировать в проекты с окупаемостью свыше 10 лет и высоким уровнем риска неокупаемости.

Но отсутствие выгоды вовсе не тождественно отсутствию инвестиций в мероприятия по энергоэффективности. По мнению менеджера проектов по устойчивому развитию Школы управления Сколково Анастасии Опанасенко, стратегии устойчивого развития крупнейших российских промышленных компаний из топ-20 рейтинга RAEX в большинстве своем включают мероприятия по повышению энергоэффективности производства. "В целом, по данным исследования Центра устойчивого развития Сколково "Декарбонизация в условиях неопределенности: пути и решения", это одно из немногих направлений в стратегиях низкоуглеродного развития российских компаний, показавшее рост за последний год.

Повышение энергоэффективности было и остается главным направлением декарбонизации, несмотря на снижение бюджетов (в среднем, на 22 процента) и снижение числа проектов (на 18 процентов), о которых в 2022 году заявили более трех четвертей респондентов. Это объясняется тем, что повышение энергоэффективности - один из факторов, позволяющих значительно снизить расходы бизнеса, а потому есть все основания прогнозировать, что направление продолжит расти даже в непростой экономической ситуации", - сообщила она.

Дайте точку опоры

Как видим, законодательные, экономические и экологические рычаги для повышения энергетической эффективности работают, но не в полную силу. Не хватает, казалось бы, самого малого, чтобы кампания энергосбережения обрела второе дыхание и маховик экономии закрутился на полную мощность. А для этого, считают эксперты, программа "Энергосбережение и повышение энергоэффективности" должна стать национальной идеей.

С инициативой придать программе статус национального или федерального проекта пару лет назад выступили члены рабочей группы Госсовета РФ по направлению "Энергетика". Вопрос пока повис в воздухе, а жаль, ибо тогда на реализацию энергоэффективных проектов выделялись бы совсем другие деньги.

Сейчас в статусе одной из подпрограмм госпрограммы "Экономическое развитие и инновационная экономика" "Энергосбережение" финансируется из федерального бюджета в размере 60 миллионов рублей в год. Да, светодиодных лампочек на эту сумму можно купить много, но оборудование даже на одном заводе не обновишь.

"Сегодня именно национальные проекты имеют максимальный приоритет для регулятора, - считает Павел Марышев, - Соответственно, контроль исполнения взятых корпоративным и государственным секторами обязательств будет осуществляться эффективно. Именно такой отлаженной модели контрольно- надзорной деятельности не хватило ФЗ №261 об энергосбережении и повышении энергетической эффективности для действительно ощутимого регулирующего воздействия".

Статус национального проекта, продолжает эксперт, позволит комплексу мер по повышению энергоэффективности российской экономики обрести реальный эффект. Во-первых, промышленность, которая сегодня несет на себе бремя постоянно растущих тарифов и галопирующих объемов перекрестного субсидирования, может рассчитывать на адресное субсидирование, что позволит оптимизировать издержки на энергоснабжение и высвободить капитал, необходимый для успешного преодоления экономической турбулентности. Во-вторых, повышение статуса вопроса энергобезопасности в повестке станет стимулом для развития такого инструмента как энергосервисный контракт, который включает в себя энергоаудит, получение энергетического паспорта, выполнение комплекса мер по повышению энергоэффективности предприятия. В данном случае значительный импульс получит сектор энергосервисных компаний, но здесь требуется совместная проработка профильными ведомствами вопроса льготного кредитования, адресного субсидирования.

В-третьих, уверен Павел Марышев, значительный рост ВИЭ-индустрии, имеющей высокий потенциал в отдельно взятых регионах, может стать следствием более пристального внимания государства к вопросам энергоэффективности.

В-четвертых, национальный проект, направленный на энергетическую эффективность и безопасность - прямая дорога как на рынки сопредельных стран, так и на платежеспособные азиатские рынки сбыта с глубоким спросом: удельный вес энергоресурсов в стоимости продукта, как правило, составляет около 30 процентов, следовательно - оптимизация затрат на энергию означает снижение стоимости товара на 10-15 процентов, что является хорошим конкурентным преимуществом на перспективных рынках.

По мнению же ведущего эксперта Центра мониторинга эффективности тарифной политики Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Игоря Маскаева, нацпроект в области энергосбережения в России имеет смысл, если он нацелен не на сокращение энергоемкости ВВП, а на повышение энергоэффективности через развитие и внедрение энергоэффективных технологий в коммунальном хозяйстве, производстве тепла и электроэнергии, в транспортном секторе, в обрабатывающей промышленности. Нацпроект должен стимулировать развитие энергоэффективных российских инноваций, отечественных управленческих технологий. Такой подход будет способствовать устойчивому росту ВВП как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

экология
Следующий материалРоссийская фарминдустрия определила цели развития