Рост экспорта топлива вызвал повышение биржевых цен на бензин
Причины подорожания называют две. Официальная версия, что котировки растут из-за плановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и увеличения объемов экспорта топлива, в том числе и бензина. Если раньше за границу его уходило не больше 10% от производимого в стране, и в основном в страны ближнего зарубежья, то сейчас по косвенным данным доля выросла минимум до 15-20%. Причем направления поставок - Африка, Турция и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В результате, внутреннему рынку бензина стало не хватать, отсюда и рост цен. Правда, при этом в минэнерго неоднократно подчеркивали, что дефицита топлива в стране нет.
Замдекана экономического факультета МГУ Александр Курдин говорит, что важным трендом последнего времени стало резкое ослабление рубля, которое приводит к росту мировых цен нефти и нефтепродуктов в рублевом выражении, так что привлекательной для российских поставщиков становится экспортная альтернатива - в этих условиях для них рационально либо поставлять все больше на экспорт (и рост экспорта бензина с начала года уже вызвал серьезную озабоченность властей), либо повышать внутренние цены. В этом смысле рост внутренних биржевых цен становится отражением макроэкономических тенденций. При этом нельзя сказать, что биржа страдает от дефицита топлива.
Другая версия у большинства экспертов. Рост цен связан с общим увеличением налоговой нагрузки на отрасль, и, в первую очередь, с намерением правительства снизить на 50% выплаты по демпферу с сентября этого года. Демпферный механизм компенсировал разницу между экспортными ценами на нефтепродукты и внутренними. В этом году в среднем по демпферу из бюджета нефтяникам уходило от 79 до 109 млрд рублей в месяц. Сумма более чем солидная. Сократить эти выплаты в два раза для бюджета, испытывающего дефицит, - цель вполне объяснимая.
В рознице цены пока растут не так сильно, как в опте. Но тоже бьют рекорды. Правда, здесь уже нет ничего удивительного, цены на АЗС поступательно повышаются уже двадцать лет, в подавляющем большинстве случаев подорожание не опережает инфляцию, но каждый год максимумы обновляются. В России не допускаются резкие скачки цен на заправках. Положительная сторона такой политики - когда во всем мире бензин дорожал почти в два раза (как в 2021 году), у нас рост был меньше 10%. Но когда везде цены на топливо падали вниз, в России его стоимость на АЗС оставалась на прежнем уровне.
С конца декабря прошлого года бензин на заправках подорожал на 3,1%, чуть выше инфляции - 2,97%. Это почти укладывается в старую формулу, но только не темпы подорожания - рост цен на АЗС начался с мая этого года, а также соотношение оптовых и розничных цен. Уже сейчас бензин АИ-92 на бирже стоит на 11 рублей за литр дороже, чем в среднем в России на АЗС, по данным Росстата. На бирже котировки АИ-92 с начала года выросли почти на 70%, а АИ-95 - на 63%. Ситуация ненормальная. И если ее не переломить, рост стоимости в опте отразится на ценах на заправках.
Для остановки роста биржевых цен в правительстве рассматривают две меры. Прорабатывается вопрос квотирования экспорта нефтепродуктов, то есть ограничения поставок топлива за границу, а также в ФАС предложили увеличить нормативы продаж бензина на бирже с 12 до 13%.
По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, увеличение объемов продаж топлива на бирже остановить рост цен не сможет, а запрет или ограничение экспорта будут контрпродуктивны. В России биржевые цены на топливо не отражают модели из кривых спроса и предложения и равновесной цены на идеальном рынке. У нас нет независимой переработки. Изначально все проблемы на внутреннем топливном рынке России решались посредством договоренностей между регулятором и вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК). Если учесть, что у нас в цене бензина около 70% - это не прибыль компаний, а налоги и акцизы, уступка не такая уж и большая. Если корректировка все же произойдет, как планируется осенью, и будут приняты такие жесткие меры, как озвучивалось - сокращение выплат на 50%, то цены опять будут расти, в том числе и в рознице. Чудес здесь быть не может, отмечает эксперт.
Кроме того, ограничить поставки на экспорт можно, но важно не наломать дров и не разрушить налаживающиеся цепочки поставок, когда возможности вывоза нефтепродуктов из-за эмбарго и так ограничены, считает Курдин.
Как отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, демпфер, пришедший на смену соглашениям о фиксации топливных цен, де-факто, был частью джентельменского соглашения, в рамках которого нефтяники в обмен на субсидии из бюджета обязывались сдерживать рост топливных цен в границах потребительской инфляции. И это негласное условие соблюдалось в 2019, 2020 и 2022 годы. Исключением стал только постковидный 2021 год, когда на фоне восстановления топливного спроса прирост потребительских цен на бензин (8,8%) и дизельное топливо (10,9%) опередил темпы инфляции (8,4%). Грядущий пересмотр демпфера, по всей видимости, воспринимается в отрасли как разрыв негласных условий, что и привело к нынешнему всплеску цен.
С другой стороны, ограничение экспорта бензина за границу, хотя бы в моменте, неминуемо приведет к росту его предложения на внутреннем рынке, а это, в свою очередь, снизит давление на цены. Проблема лишь в том, что если с сентября демпфер сократится вдвое, то в условиях ограничения экспорта может снизиться объем нефтепереработки. Кроме того, по ранее принятому плану с начала 2024 года вырастут акцизы на бензин, а параметры демпфера еще больше ужесточатся для нефтяников.
С точки зрения Родионова, выйти из тупика можно только за счет нового отраслевого консенсуса, который бы предполагал отмену демпфера и резкий рост нормативов биржевых продаж (до 25% против 12% для бензина и 8,5% для дизельного топлива) в обмен на более чем двукратное сокращение акцизов и отмену всех ограничений на экспорт и импорт топлива. Это снизит издержки НПЗ, повысит доступность топлива для независимых АЗС и уменьшит потери нефтегазовых доходов бюджета, которые дисконтируются на объем выплат по демпферу, считает эксперт.