Рост экспорта топлива вызвал повышение биржевых цен на бензин

Биржевые цены на бензин марки АИ-92 с конца прошлой недели несколько раз побили исторические рекорды стоимости и пока не хотят даже останавливаться. Не отстает и марка АИ-95, максимум цены был побит немного ранее, в середине июня, а сейчас котировки держатся близко к этому самому высокому в истории уровню.
В рознице цены на бензин с начала года выросли только на 3,1%, но подорожание произошло за очень короткий срок, с мая.
В рознице цены на бензин с начала года выросли только на 3,1%, но подорожание произошло за очень короткий срок, с мая. / Сергей Бобылев/ТАСС

Причины подорожания называют две. Официальная версия, что котировки растут из-за плановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и увеличения объемов экспорта топлива, в том числе и бензина. Если раньше за границу его уходило не больше 10% от производимого в стране, и в основном в страны ближнего зарубежья, то сейчас по косвенным данным доля выросла минимум до 15-20%. Причем направления поставок - Африка, Турция и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В результате, внутреннему рынку бензина стало не хватать, отсюда и рост цен. Правда, при этом в минэнерго неоднократно подчеркивали, что дефицита топлива в стране нет.

Замдекана экономического факультета МГУ Александр Курдин говорит, что важным трендом последнего времени стало резкое ослабление рубля, которое приводит к росту мировых цен нефти и нефтепродуктов в рублевом выражении, так что привлекательной для российских поставщиков становится экспортная альтернатива - в этих условиях для них рационально либо поставлять все больше на экспорт (и рост экспорта бензина с начала года уже вызвал серьезную озабоченность властей), либо повышать внутренние цены. В этом смысле рост внутренних биржевых цен становится отражением макроэкономических тенденций. При этом нельзя сказать, что биржа страдает от дефицита топлива.

Все проблемы на внутреннем топливном рынке России решались посредством договоренностей между правительством и нефтяными компаниями

Другая версия у большинства экспертов. Рост цен связан с общим увеличением налоговой нагрузки на отрасль, и, в первую очередь, с намерением правительства снизить на 50% выплаты по демпферу с сентября этого года. Демпферный механизм компенсировал разницу между экспортными ценами на нефтепродукты и внутренними. В этом году в среднем по демпферу из бюджета нефтяникам уходило от 79 до 109 млрд рублей в месяц. Сумма более чем солидная. Сократить эти выплаты в два раза для бюджета, испытывающего дефицит, - цель вполне объяснимая.

В рознице цены пока растут не так сильно, как в опте. Но тоже бьют рекорды. Правда, здесь уже нет ничего удивительного, цены на АЗС поступательно повышаются уже двадцать лет, в подавляющем большинстве случаев подорожание не опережает инфляцию, но каждый год максимумы обновляются. В России не допускаются резкие скачки цен на заправках. Положительная сторона такой политики - когда во всем мире бензин дорожал почти в два раза (как в 2021 году), у нас рост был меньше 10%. Но когда везде цены на топливо падали вниз, в России его стоимость на АЗС оставалась на прежнем уровне.

С конца декабря прошлого года бензин на заправках подорожал на 3,1%, чуть выше инфляции - 2,97%. Это почти укладывается в старую формулу, но только не темпы подорожания - рост цен на АЗС начался с мая этого года, а также соотношение оптовых и розничных цен. Уже сейчас бензин АИ-92 на бирже стоит на 11 рублей за литр дороже, чем в среднем в России на АЗС, по данным Росстата. На бирже котировки АИ-92 с начала года выросли почти на 70%, а АИ-95 - на 63%. Ситуация ненормальная. И если ее не переломить, рост стоимости в опте отразится на ценах на заправках.

Для остановки роста биржевых цен в правительстве рассматривают две меры. Прорабатывается вопрос квотирования экспорта нефтепродуктов, то есть ограничения поставок топлива за границу, а также в ФАС предложили увеличить нормативы продаж бензина на бирже с 12 до 13%.

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, увеличение объемов продаж топлива на бирже остановить рост цен не сможет, а запрет или ограничение экспорта будут контрпродуктивны. В России биржевые цены на топливо не отражают модели из кривых спроса и предложения и равновесной цены на идеальном рынке. У нас нет независимой переработки. Изначально все проблемы на внутреннем топливном рынке России решались посредством договоренностей между регулятором и вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК). Если учесть, что у нас в цене бензина около 70% - это не прибыль компаний, а налоги и акцизы, уступка не такая уж и большая. Если корректировка все же произойдет, как планируется осенью, и будут приняты такие жесткие меры, как озвучивалось - сокращение выплат на 50%, то цены опять будут расти, в том числе и в рознице. Чудес здесь быть не может, отмечает эксперт.

Кроме того, ограничить поставки на экспорт можно, но важно не наломать дров и не разрушить налаживающиеся цепочки поставок, когда возможности вывоза нефтепродуктов из-за эмбарго и так ограничены, считает Курдин.

Как отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, демпфер, пришедший на смену соглашениям о фиксации топливных цен, де-факто, был частью джентельменского соглашения, в рамках которого нефтяники в обмен на субсидии из бюджета обязывались сдерживать рост топливных цен в границах потребительской инфляции. И это негласное условие соблюдалось в 2019, 2020 и 2022 годы. Исключением стал только постковидный 2021 год, когда на фоне восстановления топливного спроса прирост потребительских цен на бензин (8,8%) и дизельное топливо (10,9%) опередил темпы инфляции (8,4%). Грядущий пересмотр демпфера, по всей видимости, воспринимается в отрасли как разрыв негласных условий, что и привело к нынешнему всплеску цен.

С другой стороны, ограничение экспорта бензина за границу, хотя бы в моменте, неминуемо приведет к росту его предложения на внутреннем рынке, а это, в свою очередь, снизит давление на цены. Проблема лишь в том, что если с сентября демпфер сократится вдвое, то в условиях ограничения экспорта может снизиться объем нефтепереработки. Кроме того, по ранее принятому плану с начала 2024 года вырастут акцизы на бензин, а параметры демпфера еще больше ужесточатся для нефтяников.

С точки зрения Родионова, выйти из тупика можно только за счет нового отраслевого консенсуса, который бы предполагал отмену демпфера и резкий рост нормативов биржевых продаж (до 25% против 12% для бензина и 8,5% для дизельного топлива) в обмен на более чем двукратное сокращение акцизов и отмену всех ограничений на экспорт и импорт топлива. Это снизит издержки НПЗ, повысит доступность топлива для независимых АЗС и уменьшит потери нефтегазовых доходов бюджета, которые дисконтируются на объем выплат по демпферу, считает эксперт.