По большому счету, дефицит бюджета это скорее хорошо, чем плохо
Экономист Зубец: Правительство удержит бюджетный дефицит в приемлемых рамках, так что россияне его просто не почувствуют
Скриншот с youtube
Министр финансов Антон Силуанов заявил, что бюджету нынешнего года ничего не угрожает, однако на будущее нам надо готовиться к "мобилизации ресурсов". Звучит пугающе, поэтому надо понять, каковы перспективы расширения бюджетных проблем на обозримую перспективу и что будет с уровнем жизни граждан?

Действительно, дефицит бюджета немаленький. За первые 5 месяцев нынешнего года он составил больше 4% ВВП, что уже много. Ресурсы на покрытие недостачи в казне надо где-то брать, отсюда и вытекает намерение Минфина сократить расходную часть бюджета. Намерения эти, в свою очередь, порождают страхи всяческих неприятностей с социальным обеспечением граждан.

Однако есть несколько уточнений, которые существенно меняют картину возможных последствий пересмотра бюджетных статей.

Прежде всего, в мире есть немало стран, которые успешно существуют с дефицитом бюджета больше нашего. И надо успокоить россиян: социальные выплаты, пособия и зарплаты бюджетников относятся к защищенным статьям, которые никто никогда трогать не будет. Не пострадают и другие социальные направления, например, бюджетные расходы на медицину и образование. Сокращения, если и состоятся, коснутся так называемых "незащищенных" статей, к которым социальные выплаты и прочие критически важные расходы не относятся.

Могут сократиться, например, программы развития территорий, строительство новой инфраструктуры и так далее. И опять же речь не идет о полном отказе от вложений в экологию или какие-то другие проекты: их просто передвинут на более позднее время, когда ситуация с бюджетными доходами станет более благоприятной. Кроме этого, сокращение ожидается не очень значительное. Минфин предлагает урезать незащищенные статьи на 10%, что в общем объеме бюджетных расходов больших потерь не составит.

К тому же ситуация с бюджетом к концу нынешнего года, вполне вероятно, улучшится, что сделает излишними большие сокращения. Для этого мы видим следующие основания.

Известно, что недостача в экспортных доходах бюджета, которая и привела к необходимости сокращения расходов, в основном определяется низкими ценами на российские товары, поставляемые за границу. Так вот, в последние месяцы ситуация на внешних рынках заметно улучшилась. Цены на нефть перестали падать, а за последний месяц она вообще подорожала больше чем на 9%. К тому же сокращается дисконт на российский сорт Urals, что тоже не может не радовать. Промышленные металлы перестали быстро дешеветь, и цены на них также стабилизировались. Индексы, опирающиеся на динамику инвестиций в сырьевые активы, GSCI и CRB Commodity Index, похоже, уже развернулись вверх после длительного скольжения вниз. Если их рост окажется устойчивым, осенью-зимой можно ожидать стабилизации нефтегазовых доходов. Такое развитие событий вполне вероятно: медь, которую считают барометром сырьевых рынков, уже пошла в рост.

Стабилизации бюджета будет способствовать некоторое ослабление рубля, произошедшее в последние недели. Снижение курса сделает импорт менее выгодным, чем ранее, и поспособствует его сокращению. С другой стороны, удорожание импорта создаст определенную защиту для российских производителей, сделает их продукцию более конкурентоспособной и придаст их деятельности новый импульс, что также поспособствует наполнению бюджета. Инфляция, вызванная ослаблением рубля, - это, конечно же, зло, с другой стороны, она способствует росту оборотов предприятий и, соответственно, налоговых поступлений.

На рост бюджетных поступлений работает развитие экономики. Президент Путин на Питерском международном экономическом форуме озвучил прогнозы, согласно которым ВВП России в этом году может вырасти до 2%. Даже если рост окажется скромнее, скажем 1,5%, это в любом случае здорово. То есть имеется вероятность, что мы покроем в нынешнем году прошлогодние экономические потери и по уровню развития экономики вернемся на уровень 2021 года.

Теперь что касается опасений снижения уровня жизни из-за бюджетного дефицита. Здесь опять же надо успокоить россиян: требование, согласно которому пенсии должны расти быстрее инфляции, никто не отменял. Соответственно, при всех обстоятельствах индексация будет достаточной для того, чтобы обеспечить рост социального обеспечения в реальном исчислении, то есть за вычетом инфляции. Опять же, надо помнить, что рост зарплат в негосударственном секторе не зависит от бюджета, а определяется конъюнктурой рынка труда. Из-за недостатка рабочих рук реальные зарплаты в нашей стране растут, и пока мы не видим, чтобы этот процесс остановился. Как следствие, государство будет вынуждено повышать зарплаты бюджетников, иначе они массово трудоустроятся в коммерческих организациях. То есть рост зарплат по стране в целом будет подтягиваться к повышению уровня доходов в негосударственных предприятиях. Поэтому бюджетные проблемы вообще не должны отразиться на благополучии граждан.

И вообще по большому счету дефицит бюджета для россиян - это скорее хорошо, чем плохо. Государство не сокращает расходы, деньги попадают в карманы граждан и в экономику, что способствует занятости, а через предприятия бюджетные средства попадают опять же карманы простых россиян. Другое дело, что к дефициту нельзя привыкать. Накапливание госдолга ослабляет страну и может привести к экономическому кризису. Но я уверен, что до этого не дойдет и правительство удержит бюджетный дефицит в приемлемых рамках, так что россияне его просто не почувствуют.

Алексей Зубец
профессор Финуниверситета при Правительстве РФ
Поделиться