Гергиев с оркестром Мариинского театра открыл в Сириусе Большой летний музыкальный фестиваль

На федеральной территории Сириус стартовал второй Большой летний музыкальный фестиваль - главное событие концертной афиши Сириуса. Как и год назад, фестиваль открыл Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева, представив на открытой сцене на Медальной площади Олимпийского парка две музыкальные программы - симфоническую и оперную.

Накануне открытия председатель Совета федеральной территории Сириус Елена Шмелева рассказала, чем уникален этот фестиваль. "28 концертов за полтора месяца, разные жанры, разные локации. Мы совместили традиционные выступления артистов в зале, камерные концерты под открытым небом на новой площадке в нашем Образовательном центре и масштабные опен-эйры на Медальной площади в Олимпийском парке", - отметила Шмелева.

Как и на открытии первого фестиваля, Мариинский оркестр исполнил по-моцартовски солнечную Симфонию №1 Сергея Прокофьева. В соседстве с последующей Итальянской симфонией Мендельсона, написанной 84 годами ранее, прокофьевская партитура прозвучала прозрачно и изящно, напомнив об удачном эксперименте композитора-романтика в сочинении произведения не свойственной ему стилистики, основанной на канонах ясной классической гармонии и композиции.

Вечер продолжила красочная симфоническая сюита Римского-Корсакова "Шехеразада", в основу которой легли эпизоды знаменитых арабских сказок. Восточные мотивы в щедрой на краски партитуре Римского-Корсакова, признанного мастера оркестровки (и многими композиторами - например, Чайковским - считающегося непревзойденным), теплым приморским вечером под открытым небом прозвучали особенно поэтично.

Фрагменты из балета Чайковского "Щелкунчик" завершили музыкальную программу, а бурные овации публики были вознаграждены зажигательным оркестровым бисом - увертюрой к опере "Руслан и Людмила" Михаила Глинки.

Второй фестивальный вечер стал особенно эмоциональным - концертное исполнение оперы Чайковского "Иоланта" произвело на публику глубокое впечатление. Между тем, исполнение оперы на Большом летнем музыкальном фестивале стало одним из первых вне стен театра: ее премьера в Мариинском состоялась совсем недавно, в апреле этого года. Главные партии исполнили ведущие солисты Мариинского театра: в роли принцессы Иоланты выступила Наталья Павлова (сопрано), рыцаря Водемона - Роман Широких (тенор), короля Рене - Станислав Трофимов (бас).

Особенно запомнилось глубина и обертоновая щедрость голоса Елены Витман (меццо-сопрано), исполнившей партию Марты, как и драматическая игра Трофимова, благодаря которой временами возникало ощущение театральной постановки, несмотря на отсутствие декораций и костюмов, свойственное для концертного исполнения. Настоящий фурор произвел Роман Широких - его Вадемон был исполнен благородства, смелости и страсти, что оттенялось интонационной точностью исполнения, силой и звонкой полетностью голоса солиста. Полна очарования была и главная героиня, Иоланта (Наталья Павлова), исполнившая свою партию в академической манере.

Отдельно надо отменить профессиональную работу технических специалистов: звуковое оборудование и видео-трансляция на большой экран рядом со сценой позволили полноценно насладиться всеми звуковыми красками оркестра и живых голосов всем слушателям - как в зоне партера, так и за его пределами, на территории всей Медальной площади Олимпийского парка.

Программу Большого летнего музыкального фестиваля продолжат оперный гала-концерт солистов Большого театра, концерты музыкального проекта Crescendo c Денисом Мацуевым, опера Карла Орфа "Кармина Бурана" в исполнении Академического большого хора "Мастера хорового пения" и Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Юстуса Франтца, выступления скрипача Вадима Репина и пианиста Ильи Папояна и др. Концерты фестиваля продлятся до 26 августа.

Дословно

Валерий Гергиев - о музыке, которую нельзя делить:

"Исполнение Классической симфонии Прокофьева и "Шехеразады" Римского-Корсакова по мотивам "1001 ночи" мы разбавим звучанием Итальянской симфонии Феликса Мендельсона. Мне всегда хотелось не останавливать процесс знакомства нашей публики с лучшими образцами русской и европейской музыки.

Мне кажется, отделить их друг от друга невозможно: Чайковский, Прокофьев, Стравинский, Шостакович, Рахманинов - это те композиторы, которые всегда интересовали весь мир, и никакие события поколебать этого не смогут. Так же, как мы никогда не переставали восхищаться Моцартом и другими европейскими классиками: так, музыка Верди, Пуччини, Вагнера никогда не сходит с афиш Мариинского театра.

Хочется пожелать фестивалю не только успешного старта, но и великолепного продолжения. Я очень ценю сотрудничество и с Хансом-Йоахимом Фраем, который обладает большим опытом в менеджменте крупных фестивалей. Мы давно знакомы и сотрудничали на Брукнеровских фестивалях - например, исполнили все симфонии Антона Брукнера в Линце в великолепном соборе, где Брукнер служил органистом и провел лучшие годы жизни. И я надеюсь, что мы вместе продолжим важные творческие проекты, объединяя российские возможности, наши лучшие коллективы и приглашая, в том числе, молодых артистов".