25.07.2023 07:05
Поделиться

Убийство детей, отравление суррогатом и преступления мигрантов: Как сотрудники СК раскрывают сложные дела

Исполняющий обязанности руководителя следственного управления СК России по Свердловской области полковник юстиции Анатолий Надбитов ответил на вопросы "РГ" про убийства детей в приемных семьях, массовые отравления суррогатным алкоголем и преступления мигрантов.
Татьяна Андреева/РГ

Преступление, которое взволновало страну, - убийство шестилетнего мальчика в семье опекунов в Екатеринбурге. Люди скорбят, негодуют… Сколько за последние три года в Свердловской области в семьях убили детей?

Анатолий Надбитов: Мне понятно это негодование. Но нам нельзя поддаваться эмоциям, чтобы не упустить в расследовании детали, разобраться в причинах, которые привели к трагедии. Практически сразу следователи, в том числе по осмотру места происшествия, установили: ребенок уже долго не проживал в квартире. Поэтому опекун сразу попала под подозрение. Но нужно было проверить на причастность к преступлению возможных соучастников и найти тело мальчика, поэтому следственно-оперативная группа планомерно работала, закрепляя доказательства. Это и позволило восстановить картину того, что случилось с ребенком. Сегодня, выясняя обстоятельства гибели мальчика, мы расследуем три уголовных дела в отношении трех фигурантов. Это, во-первых, женщина-опекун, которой предъявлено обвинение в убийстве, истязании и мошенничестве с выплатами на ребенка. Во-вторых, это сотрудница органа опеки и попечительства, которая обвиняется в халатности. Следователи считают, что работники опеки подходили к проверке семьи абсолютно формально: проверки, которые они запланировали, так и не провели. И последняя обвиняемая - исполняющая обязанности заведующей детским садом, куда ходил мальчик и где, по нашей версии, упорно не замечали следы насилия на теле ребенка.

Если же о гибели детей в целом, то, по имеющимся у нас данным, с 2020 по 2022 годы в родных семьях нашей области лишили жизни 30 детей, в приемных - пять, истязаниям в родных семьях подверглись 103 ребенка, в приемных - шесть. Всем этим случаям следователи дали правовую оценку, суды уже вынесли приговоры по каждому делу. Но факт остается фактом: родители продолжают применять насилие к детям. Это серьезная проблема, которую необходимо решать всем взрослым. Органы власти, наделенные полномочиями в сфере выявления детского неблагополучия, должны на самом раннем этапе распознавать семьи, где ребенку живется плохо, и принимать решительные меры. Гражданам тоже нельзя быть равнодушными. Надо вовремя сообщать в компетентные органы о том, что в отношении ребенка совершают недопустимое, в том числе и нам, в Следственный комитет.

Так называемая интернет-педофилия: взрослые дяди, находясь, как правило, в другом городе, коверкают психику детей. Удается призывать к ответу?

Анатолий Надбитов: Все правоохранители - наши сотрудники, сотрудники полиции и иных оперативных служб - нацелены на пресечение и наказание таких преступников. Наша область не исключение. В этом году мы возбудили несколько уголовных дел по фактам, как вы выразились, "интернет-педофилии". В частности, наши следователи во взаимодействии с оперативниками полиции установили жителя Краснодарского края, который в феврале 2023 года в одном из мессенджеров переписывался с девочкой и совершил в отношении нее действия сексуального характера. Аналогичное преступление было раскрыто в апреле 2023 года в Нижней Туре. С той лишь разницей, что от действий интернет-похотливца из Москвы пострадал мальчик. Расследование обоих дел завершается.

Осень 2021 года. Массовое отравление екатеринбуржцев метиловым спиртом. Сначала сообщали о 18 погибших, потом - о 24, в итоге - 44 человека! Как выясняли, сколько человек погибло?

Анатолий Надбитов: Потерпевшие употребляли яд не в один день и в разных районах города, с течением расследования выяснялись новые факты сбыта суррогата, расширялся круг умерших из числа тех, кто покупал отраву, на судебно-медицинские исследования и химические экспертизы направлялись все новые и новые материалы. Мы выявили предпринимателя, который тоже сбывал яд: у него были три киоска на территории Ленинского и Верх-Исетского районов Екатеринбурга. А начиналось все, напомню, с информации о двух точках в Чкаловском районе. Результаты экспертиз, проведенные в разное время расследования, и позволили установить точный масштаб трагедии. Да, погибли 44 человека. Семеро выжили: кому-то вовремя оказали медпомощь, кто-то выпил немного меньше яда - и летальное отравление не последовало.

Эмоционально нагруженная ситуация: нелегальная миграция, правонарушения мигрантов. Как боретесь?

Анатолий Надбитов: Часто наряду с организацией незаконной миграции, выражающейся, например, в так называемых "резиновых" квартирах, правоохранители выявляют и другие преступления, совершенные должностными лицами, которые за мзду узаконивают пребывание иностранцев в России. Борьба с преступлениями таких чиновников - наша прямая обязанность. Кроме того, мы расследуем тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, которые совершаются нелегалами. Это убийства, изнасилования, дача взяток. Устанавливаем причины и условия, которые способствовали совершению преступления, поднимаем весь, так сказать, "бэкграунд" нелегала, идем по цепочке от того момента, когда его задержали у нас, и до того, когда и каким образом он появился в России, где пребывал, работал или тунеядствовал. Если выявляем противоправные факты, совершенные самим мигрантом или иными лицами, так или иначе заинтересованными в его нелегальном статусе, тоже даем им правовую оценку. Вот в этом месяце возбуждены несколько уголовных дел об инцидентах с участием мигрантов, когда они решили явно себя противопоставить обществу. В Верх-Исетском районе, например, это дело о понуждении к действиям сексуального характера, совершенном в отношении двух девушек. По очень громкому преступлению, когда подростки в автобусе оскорбляли девушку, а потом на остановке напали на ее маму, пытавшуюся защитить дочь, сломали женщине ногу, уже вынесен приговор. При этом мы выяснили всю противоправную подноготную подростков: там, кроме хулиганства, оказались и воровство, и грабеж. Суд отправил их в колонию на три и три с половиной года.

В обществе растет возмущение по поводу незаконных действий мигрантов, и это серьезный вызов правоохранителям, в том числе и Следственному комитету. Мы и впредь будем молниеносно реагировать на подобные факты.

Складывается впечатление, что с определенного времени стали активно расследоваться очень давние уголовные дела - десятилетней, например, давности. Это так?

Анатолий Надбитов: Каждый год удается завершить расследование значительного количества дел, раскрыть которые раньше по каким-то причинам не получилось. Развитие технологий, появление новых видов и возможностей криминалистических и экспертных исследований, кропотливая работа следователей и сотрудников иных правоохранительных органов - все это позволяет возобновить расследование давних дел. Так, за шесть месяцев 2023 года следователи управления завершили расследование свыше 70 преступлений из категории прошлых лет, часть материалов уже в суде. В суд, например, направлено уголовное дело, возбужденное прокуратурой Ленинского района города Нижнего Тагила еще в 1997 году, когда обнаружили тела двух граждан с признаками криминальной смерти. Установить преступника долго не представлялось возможным. В этом году благодаря дополнительно проведенным исследованиям на вещественных доказательствах обнаружили биологические следы, принадлежность которых не могла быть установлена в те годы. При сопоставлении генотипа, полученного по результатам исследования, с данными из базы геномной информации удалось установить лицо, чьи следы зафиксировали на месте преступления. В дальнейшем с учетом иных доказательств причастность этого человека к убийству была доказана. Аналогичным образом удалось расследовать в этом году уголовные дела в Верхней Пышме, Невьянске, в Чкаловском районе Екатеринбурга.

Существенный вклад в расследование преступлений прошлых лет внесло появление молекулярно-генетических исследований. Если говорить о преступлениях сегодняшних дней, то достаточно быстрому раскрытию преступлений помогают возможности систем наблюдения, интернет-ресурсы, а также высокоточная криминалистическая техника. При помощи криминалистической техники на первоначальном этапе расследования следователи получают достаточные данные, помогающие полно и всесторонне установить обстоятельства совершения преступлений, найти следы, в том числе и "цифровые", оставленные преступником.