На сей раз маэстро приготовил две масштабные симфонические программы, посвященные музыке композиторов стран Востока и Запада. В первом вечере на сцене Концертного зала Мариинского театра прозвучали Вторая сюита из балета "Дафнис и Хлоя" Мориса Равеля и монументальная Десятая симфония Дмитрия Шостаковича.
Открыла концерт мировая премьера "Сюиты фламенко" современного испанского композитора из Малаги Мартина-Хайме. Это произведение посвящено маэстро Рахбари и оркестру Мариинского театра. Партитура включает в себя три части. Первая, Soleá, повествует о печали разбитого, преданного сердца, разбитой души и потерянной надежды. Вторая часть, Folías por Peteneras, сочетает мотивы средневековой фолии с петенерой, чей ритм характерен для фламенко. И, наконец, финальное Zapateado - огненная фаррука, магический танец мужчин, единение человечества и триумф любви. Оркестр Мариинского театра под управлением Александра Рахбари поразил необычайной слаженностью, темпераментной игрой и плотной фактурой звучания.
"Как мы хорошо знаем, восточная музыка пришла в Испанию с арабами, и лучше всего восточная и западная традиции соединились в Андалусии, в музыке фламенко, - отмечает Александр Рахбари. - Для нашего цикла "восточной западной" музыки я попросил лучшего андалусского композитора Мартина-Хайме из Малаги написать сюиту в стиле фламенко. Он выполнил эту работу для нас, не ставя никаких условий и ограничений, и передал Мариинскому театру весь нотный материал".
Не секрет, что артисты оркестра Мариинского театра все чаще заявляют о себе в качестве композиторов. Одна из таких персон - альтист Вартан Гноро. Именно его Восточная увертюра для оркестра, мировая премьера которой состоялась минувшей зимой на берегах Невы, открыла следующее выступление Александра Рахбари. Ориентальные кавказские мотивы, яркий национальный колорит и танцевальность отличают музыку Гноро.
Исполненная затем увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" Петра Ильича Чайковского в интерпретации Александра Рахбари передала душевное смятение и порывы любви и страсти, характерной для этого сочинения.
"Шехеразада" Николая Римского-Корсакова у маэстро Рахбари горделива и неприступна. Изысканная ориентальная звукопись симфонической сюиты, вдохновленной арабскими сказками из "1001 ночи" пленяет декором и национальным восточным колоритом. Иранский дирижер провел колоссальную репетиционную работу с Симфоническим оркестром Мариинского театра и достиг впечатляющих художественных результатов. Струнные звучали необычайно гибко и слаженно, а какие изысканные узоры плели деревянные духовые в сочетании с яркой медью и рафинированной ударной группой оркестра. Александр Рахбари тонко чувствует стихию русского Востока и неспешно ведет сказочное повествование Римского-Корсакова, любуясь красками оркестра и выразительной игрой музыкантов.
Эта одна из любимых партитур маэстро. В 1997 году он дирижировал "Шехеразаду" на знаменитом Брегенцском фестивале в Австрии с Персидским международным филармоническим оркестром, в составе которого играли 60 иранских музыкантов из Австрии, Бельгии, Франции, Германии, Нидерландов, Испании, Швеции, Швейцарии и США. Сольную партию на концерте в Санкт-Петербурге исполнил Алексей Лукирский. Его предельно искренний диалог с оркестром особенно выделялся на фоне виртуозных скрипичных соло.
Петербуржцы и гости города устроили музыкантам восторженную овацию. В знак благодарности Александр Рахбари преподнес вместе с музыкантами оркестра щедрый бис - увертюру к опере Михаила Глинки "Руслан и Людмила", символизирующую победу добрых сил над чарами тьмы и зла.