27.07.2023 10:00
Поделиться

Новую дрейфующую станцию в Арктике "Северный полюс-42" откроют в 2024 году

Сегодня, 27 июля, из Санкт-Петербурга выйдет научно-экспедиционное судно "Академик Трешников". Он возьмет курс на дрейфующую в Северном Ледовитом океане станцию "Северный полюс-41". Путь пройдет через Мурманск, куда судно должно прийти 4 августа.
2 октября 2022 года. Открытие станции "Северный полюс-41".
2 октября 2022 года. Открытие станции "Северный полюс-41". / Татьяна Тюменева / РГ

На борту - полярники, которые сменят коллег, работающих на "СП-41". Новая смена - пятеро ученых и 16 членов судового состава.

Дрейф на 2500 километров

Напомним: это будет вторая ротация за историю "СП-41". Первая состоялась весной и была проведена с помощью авиации, с несколькими пересадками, в том числе с использованием новой взлетно-посадочной ледовой полосы на полярной станции "Мыс Баранова". Во время проведения ротации использовались и самолеты, и вертолеты.

Как рассказал Александр Макаров, директор Арктического и антарктического НИИ, сейчас дрейфующая станция находится севернее архипелага Шпицберген, примерно на 84 градусах северной широты. За время дрейфа (официально станция открылась 2 октября минувшего года) в генеральном направлении она прошла более 1200 километров. Протяженность общего дрейфа составила более 2500 километров.

"СП-41" - уникальна. Впервые в истории дрейфующих станций на самый дальний Север отправилось новое, специально сконструированное судно - ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс". Оно пришвартовалось к льдине и дрейфует вместе с ней. Полярники живут на судне, а работают как на борту, так и на льдине.

Что касается экипажа "Северного полюса", то его заменят полностью. А вот подавляющее большинство ученых отнюдь не собирается покидать льдину.

"С учетом первой ротации поменяем всего порядка 20 процентов от научного состава экспедиции. 80 процентов исследователей, а также начальник "СП-41" Кирилл Фильчук выразили желание остаться. То есть планируют быть на станции до окончания экспедиции", - подчеркнул Александр Макаров. Ориентировочная дата возвращения "Академика Трешникова" в Мурманск - 25 августа. А вот когда вернется судно "Северный полюс" - точно сказать невозможно.

Впереди - новый маршрут

Как пояснил Александр Макаров, направление движения "СП-41" соответствует расчетному. Станция дрейфует от района Новосибирских островов через приполюсной район в сторону Северо-Европейского бассейна Атлантического океана.

После выхода в свободные от льда воды Гренландского моря "Северный полюс" своим ходом вернется в Мурманск. Скорее всего, это случится еще до конца года. Возможно, даже осенью. Все зависит от природных условий. Более точный прогноз специалисты дадут в сентябре.

Если все пойдет по плану, судно "Северный полюс" по возвращении пройдет необходимый технический осмотр. И в новый рейс, на новую дрейфующую станцию - "СП-42" - выйдет уже в следующем году. Александр Макаров уточнил, что, вероятно, это произойдет уже в августе 2024 года. Предполагается, что "СП-42" откроют в сентябре, примерно на месяц раньше, чем "СП-41".

Также сейчас на борту "Академика Трешникова" - команда судостроителей. "Северный полюс" вышел в рейс впервые, и специалисты должны осмотреть судно уже на месте дрейфа, проверить, как работают системы корабля, а при необходимости провести корректировку.

"Академик Трешников" доставит на "СП-41" топливо, продукты, научное оборудование. "Это новое высокоточное оборудование для анализа проб морской воды, исследования возможного обледенения морских и воздушных судов, измерения устойчивости ледового покрова при вертикальных нагрузках во время грузовых операций. Причем все эти приборы разработаны и произведены в России", - подчеркнул Макаров.

От моря - до космоса

Спектр исследований на "СП-41" огромен - фактически от дна морского до ближнего космоса. Есть и первые отличные результаты исследований, в том числе геологические. Готовятся публикации для ведущих научных журналов. Исследования включают определение возраста и последовательности геологических слоев, что важно и для науки, и для определения процессов на шельфе.

Самым-самым ноу-хау всех исследований на "СП-41" Александр Макаров назвал измерения, связанные с устойчивостью корпуса судна к сжиманию льдами. Корпус оборудован множеством датчиков, собирающих данные. Столь масштабного проекта подобных исследований в условиях самого дальнего Севера планеты не было никогда.

Важным итогом является то, что сам формат экспедиции с привлечением судна был выбран правильно. Во-первых, это гарантировало безопасность полярников и оборудования. Во-вторых, значительно увеличило спектр исследований. В-третьих, дало людям возможность все-таки жить в хороших условиях.

После возвращения в Мурманск "Академик Трешников" отправится к временной полевой научной базе "Хастыр" в Хатангском заливе моря Лаптевых. Научные работы на ней завершены, база будет эвакуирована, а ее научное и экспедиционное оборудование перевезут на базу "Мыс Баранова", на которой также проведут ротацию кадров. В двадцатых числах сентября "Академик Трешников" вернется в Санкт-Петербург".