Альмира и три Ивановны: Об исторических личностях Тюмени рассказали переодетые экскурсоводы

Накануне 437-летия Тюмени в городе устроили встречу современных горожанок с горожанками, жившими на рубеже XVIII-XIX веков, - сообществом уникальных экскурсоводов, которые водят туристов по областной столице, переодевшись в местных исторических персонажей.
Ирина Никитина/РГ

Альмира Гумерова по традиции выступала в образе Альмиры Ханум, жены богатого бухарца из Шабабинских юрт на окраине города. Она и принимала больше двух десятков гостей в своем уютном доме. Марина Сафина играла Аполлинарию Ивановну Шешукову, владелицу салона "Венский шик", Виктория Бондарева - Мальвину Ивановну Зеневич, супругу состоятельного аптекаря, а Оксана Климерова переоделась в Александру Ивановну Даудель, вдову основателя аптекарского сада.

Альмира и три Ивановны с путешественниками обычно работают порознь, хотя давно и искренне дружат. Но тут захотелось опробовать новый формат, да еще хлебосольный, чтоб дополнить друг друга, разыграть спектакль, прозвучать квартетом и снова удивить любопытных. Забегая вперед, скажем, что шалость удалась - присутствующие попросили продолжения.

Фото: Ирина Никитина/РГ

Вечер обещал быть… Не томным - вкусным, познавательным, музыкальным, поэтическим, легким, веселым. На трех составленных бок о бок столах под единой белоснежной скатертью - татарский и бухарский пир горой, венчала которую урама, фигурный хворост из тончайшего теста. Вдоль стен - вазы с лилиями, розами, флоксами. Из фужеров выглядывали анютины глазки. В пузатой заварочной гжели напитывался кипятком смородиновый лист. О любви звенела гитара. Настоящий патефон - ухоженный, рабочий - сотрясал воздух "Вишневым садом" в русско-польском исполнении. Стукались друг о друга бочонки "Лото". Вручались баночки с малиновым вареньем. Лица, имена-фамилии, знакомства. Буйство красок, звуков, запахов. Оттенки впечатлений. Это вам не по Царской улице за новыми кружевными панталонами к мадам Аполлинарии бежать. Это многочасовая церемония вкушения под церемонию узнавания истории каждой из четырех дам из позапрошлой Тюмени. Как принято: с вопросами, ответами, занятным путешествием во времени и пространстве. Но еще с поиском тонкой линии, отделяющей правду от вымысла.

Вот Альмира - старшая жена, мать семерых детей. Статная, красивая, хозяйка хозяек.

- Муж мой хороший, да любвеобильный - вместе с караваном привез в юрты не только дыни, а и молодую супругу. Она в народ не явится - больно стеснительная, как раз ребятишками занимается. А гостей уж я приму как следует, - начинает игру Ханум, она же Альмира Гумерова, которая еще и высаживает в Тюмени и окрестностях прекрасные сады (скоро будет грушевый в Ярковском районе), также учит ребят из детского дома простым законам бытия, а учениц из школы № 9 - кулинарному искусству.

Аполлинария Ивановна мало того, что жена городского головы Шешукова, так еще и владелица модного салона-ателье. Вообще-то в Тюмень она ехала открывать винный магазин, но Кондратий Кузьмич Шешуков порекомендовал обратить внимание на другой бизнес. Так и закрутилась эта "лав стори". И предприятие состоялось: платья и шляпки (причем, шляпки даже для лошадей!), дамское нижнее белье изумительной работы. У салона блестящая репутация - "кружева на Спасскую, 37 поступают прямо из Парижу". Дама обучает девиц тамбурному шву и глади, да и от случая к случаю сводит кого-нибудь в пары.

Кстати, в образе купчихи-швеи Марина Сафина много лет назад стала первой водить театрализованные экскурсии по Тюмени. Теперь ее примеру следуют многие. Хорошее дело - заразное.

Фото: Ирина Никитина/РГ

Мальвина Ивановна (напомним, это Виктория Бондарева, а Мальвина, кстати, - сестра прапрабабушки экскурсовода) - дочь сосланного в Сибирь и лишенного чинов и званий дворянина. Чтобы устроиться в жизни, пошла за вдового аптекаря, автора рецептов "для румяных щек" и "блеска в глазах".

- Но грех жаловаться: дом наш на Спасской, 46 каждый в городе знает, а Иосиф мой нрава доброго, поведения трезвого и женушку свою балует. Так на прошлый, 1915-й год, подарил автомобиль заморского производству, и стала я первая в Тюмени женщина-драйвер! Так купец Колокольников чуть с досады не лопнул, потому что слыл единственным в городе автовладельцем, - перечисляет успехи аптекарша.

Александра Ивановна Даудель (Оксана Климерова), чья фамилия прибилась в Тюмени из самой Ирландии (переводится как "долина, посещаемая голубями"), в компании "Тюменских горожанок" не так давно, но и без нее уже никуда. Это вдова предпринимателя и провизора, который разбил сад с лечебными травами по примеру английского.

- От мужа мне достался чемоданчик со снадобьями. А траур уж закончился - теперь я в новых платьях! Выращиваю орхидеи да делаю лекарства для ума и любви, - представляется четвертая дама.

Фото: Ирина Никитина/РГ

Далее по сценарию - рассказы о других увлеченных женщинах Тобольской губернии. Про Марию Уссаковскую, например. Первую "фотографиню" Тобольска, которая запечатлела Григория Распутина и, по слухам, даже членов царской семьи, когда те жили в ссылке в "Доме свободы" на улице Мира. А открыточки с видами города авторства Уссаковской покупал Дмитрий Иванович Менделеев, один из знаменитых тоболяков. Что интересно, у этого фотографа в юбке щелкались на карточки предки Альмиры Гумеровой, бухарки в девятом поколении. Теперь те снимки - фундамент домашнего архива, основа основ, на которой горожанка строит экскурсии и туры.

Как причудливо все сплетается, настаивается, будто тесто в квашне, как ловко факт цепляется за факт… Нанизать эти бусинки на общую леску в особом порядке и есть мастерство рассказчика, повествователя, гида. Кто-то прибыл в дом Альмиры в первый раз. И был сражен тем, как человек сохраняет и продолжает историю рода, даже в таких экспериментах, как нынешний. И захотел походить вокруг своего семейного дерева, раскопать прошлое хотя б до прабабок. А кто-то ведь готов распечатать и первый десяток экскурсий - значит, благодарны и вновь доверяют личное время и мысли.