27.07.2023 03:00
Поделиться

Национальная идентичность и культурный суверенитет стали общим трендом в политике России и стран Африки

В преддверии саммита "Россия - Африка" в Московском доме национальностей открылась масштабная выставка картин африканских и российских художников "Россия - Африка: культурное единство". Все ее экспонаты объединяет творческий взгляд на Африканский континент.
В африканских странах население поддерживает законы, охраняющие традиционные семьи.
В африканских странах население поддерживает законы, охраняющие традиционные семьи. / iStock / jacoblund

Во время выставки также проходят презентации книг об Африке, театральные постановки и круглые столы, посвященные самобытности и культурному суверенитету государств Черного континента.

И в этом плане у стран Африки и России довольно много общего. Так, начиная с 2015 года в России было принято несколько важных документов, которые сформировали вектор не только национальной, но и внешней политики, используя "культурный суверенитет" как один из основополагающих факторов национальной безопасности.

Что же такое культурный суверенитет?

Это совокупность многих явлений культуры. Сюда можно отнести язык и историческую память, традиции и культурные коды. Но главное - подход к этим факторам. Суверенитет - это возможность быть свободным от грубого вмешательства, навязывания чуждых, а чаще вредных "ценностей" внешней экспансией. Это возможность самостоятельно выбирать из мировых тенденций лучшие образцы без ущерба для национальной идентичности.

Даже при условии многоконфессиональности, многоязычия и мультикультурализма на территории одной страны выработаны такие общенациональные культурные коды и духовно-нравственные ценности, которые превращаются в единую культурную политику и которые необходимо защищать как любой другой суверенитет.

Отличным примером борцов за свой суверенитет являются африканские страны, многим из которых наше государство в прошлом веке помогало приобрести суверенитет политический.

Африканские страны и сейчас пытаются активно выйти из сферы влияния прошлых колонизаторов: языком государственного общения становится язык местного большинства; развивается африканский кинематограф и литература; пересматривается история Африки; множатся требования к европейским музеям вернуть на родину африканские сокровища.

Понимая нарастающий мировой культурный и духовный кризис и активно противодействуя различным деструктивным повесткам, Россия сформулировала свой цивилизационный базис, выдвигая кроме прочего на первый план защиту семейных ценностей. Конституционно закрепила основные положения по защите института брака как союза мужчины и женщины. И такой подход разделяет практически весь Глобальный Юг, где действует или ограничение, или полная криминализация людей с иными "ценностями".

Защиту брака между мужчиной и женщиной поддерживает весь Глобальный Юг

Например, в Уганде законы в отношении нетрадиционных сообществ вызвали гнев международных организаций и реакцию американского правительства, которые пытались повлиять на решения президента. Тем не менее в самой Уганде закон поддерживает население.

Русская православная церковь совместно с Эфиопской православной церковью подписала меморандум о взаимодействии по защите христианской морали в публичном пространстве.

А после раскола во Вселенском Православии именно РПЦ выступила как консервативная Церковь и не смогла остаться безучастной к запросам африканских братьев, которые хотели оставаться в канонической церкви. С 2019 года в епархии Африканского экзархата вошли все 54 африканские страны.

Очевидно, мы должны защищать суверенитет и нарабатывать методы противодействия внешнему влиянию. Из практических шагов можно назвать обмен информационным и правовым опытом с парламентариями тех стран, которые продвигают те же ценности.

Учитывая российский опыт, мы можем оказывать помощь в формировании законодательства и гармонизации его со стратегиями БРИКС, ШОС и другими.

Мнения

Тебого Мокото, теле- и радиоведущий (GabzFmNews):

- Борьба с колониализмом привела к свободе и суверенитету в техническом смысле. Но сложившийся образ мысли - не то, что можно перестроить революционным путем. Определенные доктрины остаются в головах до сих пор.

Для африканцев, например, восприятие белой расы как высшей еще живо. Стирание исторической памяти, замещение местных обрядов и обычаев новой псевдокультурой - вот что произошло и происходит. Вернуть свою идентичность очень сложно.

Ворку Белачу, редактор (Ethiopian Herald):

- Культура растет, развивается, живет и умирает. Это живое явление, который может впитывать что-то извне. Как часть глобального общества, мы делимся нашей культурой и воспринимаем ее у других государств. Но выживет только пруд с подземными источниками. Колониализм уничтожил африканские цивилизации. Эфиопия - единственная страна, которая никогда не была колонизована и сохранила свою культуру, язык и религии. Наши ценности заложены в Библии и Коране, и их необходимо уважать. Это наш фундамент.