И это первый кинофестиваль здесь, который проходит без президента Армена Медведева. Однако Армен Николаевич словно незримо присутствует здесь во всем - организаторы показали на церемонии открытия видео, в котором Медведев предстает в разных возрастных периодах своей жизни, и словно дает напутствие происходящему. Перед этим гостям подарили книжки "Армен Медведев. Сослагательное наклонение" и "Александр Абдулов. Хочу остаться легендой".
Абдулов - лицо нынешнего киносмотра - лицо актера, которому в этом году могло исполниться всего 70 лет, украшает собой постер 31-го кинофестиваля. Перед сеансами показывается специальный ролик, в котором собраны высказывания Абдулова об актерской профессии.
На открытии было традиционное шествие по городу с оркестром - в нем принимают участие и гости фестиваля, и выборжане. Хозяйкой церемонии стала актриса Клавдия Коршунова, которая провела "вступление в фестиваль" интеллигентно и на хорошем уровне, практически не заглядывая в заготовки. И еще было удивительно, что после торжественной части большая часть зала не исчезла, предпочитая не смотреть фильм. Наоборот - зрителей даже прибавилось. Конечно, фильм "Нина" - он также входит и в конкурсную программу кинофестиваля - вызвал особенный интерес.
Прежде всего, как новая работа Оксаны Бычковой, снятая по сценарию Любови Мульменко (сама Бычкова - также соавтор сценария). Фильм ранее назывался "Джонджоли", он был заявлен еще до пандемии, его ждали - интерес зрителей был разогрет до предела.
Ранее в этом году состоялась мировая премьера картины. Это произошло на Шанхайском международном кинофестивале (The 25th Golden Goblet Award Official Selection) в июне. Как принимали картину - писала "РГ". До этого фильм был представлен в рамках индустриальной программы WIP Europa на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне (SSIFF). И вот настало время российской премьеры. Скажем сразу, что потом, после проката, сообщим дополнительно, когда он состоится, фильм выйдет в онлайн-кинотеатре Kion, поскольку создавался при его участии тоже.
… Нина (Юлия Пересильд) - молодая женщина - живет в Москве рекламно-показательной жизнью. Муж неплохо зарабатывает и любит ее, как принято показывать в мелодрамах. Подрастает маленький сын... Слово "рекламный" тут не случайно - жизнь Нины в Москве снята так, как если бы перед режиссером стояла задача сделать ролик о счастливой семье, рекламирующей - дофантазируем - майонез. И лишь одна сцена любви между Ниной и Борисом (в этой роли Кирилл Кяро) разрушает эту структуру. Но до этого есть еще один сокрушительный элемент - раздается звонок из прошлого, в котором какой-то мужчина по имени Руслан (Евгений Цыганов) просит Нину приехать в Тбилиси, чтобы попрощаться - он серьезно болен. Так мы узнаем, что у Нины есть или, по крайней мере, была другая жизнь. Муж Борис, как и положено понимающему и любящему, Нину отпускает, но будет строго контролировать ее по Skype.
Ключевое слово в предыдущем описании картины - это "дофантазировать". Бычкова сняла картину, которую коротко можно определить, как попытка снять "Питер FM" в Тбилиси. Кто не знает "Питер FM" - это дебют Бычковой, который, кстати, получил в свое время приз именно на кинофестивале в Выборге. Фильм вышел в 2006 году и его, в свою очередь, сравнивали с картиной Алексея Учителя "Прогулка". Эта лента вышла в 2003 году, и с тех пор многие кинематографисты, включая самого Учителя (тут речь об его работе уже с учениками), пытались повторить настроение, атмосферу фильма, где сама история рассказана как бы впроброс, словно зависит об общего необязательного настроения, а потом оказывается, что она - главная. Никому не удавалось. В "Прогулке" Учителя играл одну из ролей - не главного героя, но его друга - Евгений Цыганов. И вот Оксана Бычкова доверяет именно этому актеру главную мужскую роль в "Нине". И именно он оказывается тем звеном, которая связывает и прогулку, и "Питер FM" (да-да, он также там снимался у Бычковой, играл главную роль архитектора Максима Васильева) и "Нину".
Цыганов - как антенна, которая распространяет волны нужного настроения. И в эту орбиту очень удачно входит Юлия Пересильд. Все, что они играют - не подчиняется принципам строгой логики. Режиссер, предлагая атмосферу, ничего не поясняет до конца. Можно предположить, что Руслана и Нину когда-то связывали настоящие сильные отношения - с их болью, разочарованием, неумением простить друг друга. Тбилиси для них - больше чем город - это музей из любви. Неуемного, нетактичного, остроумного соблазнителя и Нины, которой хочется честности, порядочности и стабильности. Героиня Юлии Пересильд - простая и сердобольная. Про таких говорят, мол, берет все близко к сердцу.
Как принято писать в таких случаях, Тбилиси - полноправный герой фильма. Ночная и дневная панорама города - улицы во всей красе с их блеском и нищетой, грузинская музыка (отдельное наслаждение), вино, еда, люди.... Не просто люди, а типажи, на которые смотришь и также многое домысливаешь. Бычкова идет дальше в сторону гида и вот уже показана и другая Грузия с ее изумрудными реками, горами, просторами... В один момент Цыганов даже произносит классические слова международного гида Holy beautiful place (Святое прекрасное место - перевод с английского) - разумеется с долей иронии.
Руслан по сюжету проверяет чувства Нины. Осталась ли она прежней или ушла в новую жизнь. Как она себя в ней чувствует? Ключевой монолог Цыганова, в котором он рубит свою правду-матку, при этом стараясь сделать Нине как можно больнее - кульминация и роли, и картины - только ради этого можно смотреть картину.
Муж из Москвы не понимает до конца, что происходит в Тбилиси, лишь усиливает контроль и, наконец-то, выходит за рамки рекламного образа. Нина сама разрывается. С одной стороны - долг - муж, сын. С другой стороны - сострадание и жалость, при этом - попытка понять, где же в ее жизни настоящее. И те, и другие отношения мучительны. Но Грузия внезапно подарит и третьи - для радости. Те самые, которые ни к чему не обязывают, где все только начинается и еще нет горечи обид, обманов и утрат, и вряд ли будут... Нина мятущаяся, страдающая или счастливая и умиротворенная... Что она сама выберет для себя - какую границу переступить, в какую сторону пойти?
...Что любопытно - судя по первым откликам - мужчины приняли фильм не так, как женщины. Но в этом году в Выборге женским судьбам посвящена большая часть программы. Как уже замечено многими - судить женские истории предстоит, в основном, мужчинам. Даже в жюри основного конкурса - на троих мужчин (у председателя Сергея Урсуляка два голоса) - две женщины. И, как известно, есть истории рассказанные с точки зрения женщины, а есть - с мужской. "Нина" - представляет собой типичное кино, рассказанное женщиной о женщине. Со всеми вытекающими - всего не проговоришь, о чем-то умолчишь, что-то прибережешь, где-то проявишь мудрость и дипломатию....Оксана Бычкова и Любовь Мульменко пошли по этому пути - рассказали о своем. Будет ли это понятно всем - покажет та аудитория, которая на "Нину" придет.