07.08.2023 15:52
Поделиться

Претензии принимаются: как родителям выгнанных из отеля детей вернуть деньги за испорченный отдых

Подросткам, которых отправили в турецкий Кемер через турфирму "Колибри", сорвали отдых. Они успели пожить в отеле несколько дней, но в ночь со 2-го на 3 августа в их номера постучали сотрудники отеля и попросили освободить номера.

И все по вине нечистых на руку организаторов отдыха. В последнее время скандалов с сорванным по вине турагенств отдыхом не так уж и много. Поэтому история, в которой пострадали дети, наделала много шума.

Почти все ребята уже дома. Но насладиться морем и солнцем они так и не успели. К тому же родители потеряли значительные суммы. За отдых они заплатили в среднем по 90 тысяч рублей. Сегодня заграничные поездки стоят дороже, но 90 тысяч - тоже большие деньги.

Попробуем разобраться, как не стать жертвой мошенников, и что предпринять, если вы все же попали в подобное положение?

Планирование отдыха

Прежде чем выбрать подходящего туроператора, следует внимательно изучить отзывы о его работе. Если вы уверены в том, что предложение конкретной компании вас устраивает, можно переходить к следующему этапу. "В соответствии с российской законодательной базой, все организации, предоставляющие услуги туристической направленности, должны быть зарегистрированы в Едином федеральном реестре туроператоров. Если компания отсутствует в перечне, это повод насторожиться, поскольку фактически она не имеет права заниматься организацией туристических поездок", - рассказал "Российской газете" адвокат Игорь Ветров.

По мнению многих экспертов, в ситуации с "Колибри-Тур", из-за которой дети фактически оказались на улице и были вынуждены добираться домой за свой счет, присутствует также вина родителей несовершеннолетних. Отправляя своих детей на отдых, необходимо удостовериться в том, что компания приобрела обратные билеты, оплатила проживании в отеле. "По закону, потребитель вправе запросить данную информацию у туроператора заблаговременно. И если сведения не предоставлены, это серьезный повод для волнения", - акцентирует внимание юрист.

Сложный момент

Ситуация осложнена тем, что "Колибри-Тур" оформлена не как юрлицо, а как ИП. "В соответствии с ФЗ-132 "Об основах туристической деятельности", индивидуальный предприниматель не вправе продавать полноценные туристические туры. ИП может реализовать только перелет или только проживание, а также отдельные сопутствующие услуги. Таким образом, "Колибри-Тур" нарушила законодательство, за что компании грозят дополнительные штрафные санкции.

Как подать в суд

"По ФЗ-132 о туристической деятельности и Правилам оказания туруслуг, обозначенным в Постановлении Правительства РФ №452 от 18.07.2007 года, туроператор несет полную ответственность за отдых клиентов. Все услуги, указанные в договоре, должны быть предоставлены клиенту в полном объеме (дорога, проживание, питание, обслуживание, развлечения и т. д.). Если по каким-то причинам оплаченная услуга не оказана, это повод обратиться в суд и привлечь оператора к ответственности", - поясняет Ветров.

В случае с резонансным делом "Колибри-Тур", чтобы вернуть свои деньги, пострадавшим необходимо сформировать претензию. Сделать это нужно в 20-дневный срок после окончания срока договора с туроператором (ст.10 ФЗ-132). В документе в обязательном порядке обозначаются реквизиты договора, данные клиента и туроператора. Далее следует тщательно расписать, какие услуги были предоставлены, а какие нет. Поскольку в итоге дети оказались на улице, в претензии следует заявить о моральной компенсации и необходимости компенсации всех сопутствующих расходов. Если оператор откажется выполнять условия документа, претензия направляется в суд.

"При судебном процессе государство изначально встает на сторону обманутого потребителя. В качестве судебного иска можно использовать претензию, однако ее следует дополнить. В обязательном порядке следует обратить внимание надзорного органа, что оператор нарушил условия договора на оказание туристических услуг, в результате чего клиенту были причинены моральные и физические страдания. Кроме того, в иск рекомендуется включить требование об уплате штрафа в 50% от суммы искового требования для оператора.

Потребуется подготовить доказательную базу (в том числе фото и видео материалы). В случае с "Колибри-Тур" это не составит труда, поскольку информация о нарушении широко распространилась по соцсетям и федеральным СМИ", - рассказал юрист.

В иске следует обозначить все расходы, понесенные клиентом из-за халатности оператора:

• на питание (с предоставлением чеков или выписки из банковской карты);

• на проживание (если родителям ребенка пришлось самостоятельно оплачивать отель);

• обратные билеты;

• на проезд и проживание истца и третьих лиц, связанных с явкой в суд;

• на оплату услуг представителей;

• все почтовые издержки;

• на оплату услуг юристов.

"В соответствии с законодательной базой, госпошлина уплачивается истцом, если сумма иска превышает 1 млн рублей. В последствии в документе можно указать обязанность оператора оплатить пошлинный сбор. Направить иск можно как по месту жительства или фактического пребывания истца, так и по месту нахождения туроператора", - уточнил адвокат.